![]() | #4549 | ||
Рег-ция: 02.02.2005 Сообщения: 15,022 Записей в дневнике: 6 Благодарности: 2,493 Поблагодарили 1,646 раз(а) в 1,295 сообщениях | ![]() 15*октября*2016*г. Феномен частных музеев Последнее десятилетие ознаменовалось настоящим бумом создания частых музеев по*всему миру. Лидерами тренда являются США, Германия и*Южная Корея. Именно в*этих странах коллекционеры все охотнее превращают частные собрания в*собственные стационарные музеи. Рост числа частных экспозиций стал серьезным вызовом для традиционных государственных музеев. Как развиваются частные музеи: пример США Тенденция широкого распространения частных музеев зародилась в*США. Пример этой страны показателен и*с*исторической, и*с*правовой точек зрения. Говоря о*США, следует отметить, что создание подобного рода экспозиций не*такое уж*новое явление. Например, еще в*1931 году владелица обширной коллекции американского искусства Гертруда Вандербильт Уитни открыла собственный музей после того, как ее*собрание отказался принять в*дар Метрополитен. В*30-е годы созданием своего музея в*Нью-Йорке занялся и*меценат Соломон Гуггенхайм. В*60–80-х годах в*стране было основано 25*частных музеев, еще 25*— в*90-е годы. Тем не*менее настоящий расцвет частного музейного дела пришелся на*последнее десятилетие: по*данным 2013*BMW Art Guide, с*2000 по*2013 год открылось 167 музеев нового типа. До*этого переломного момента уже многие десятилетия существовала практика дарения предметов из*частных коллекций государственным и*общественным музеям. Причина для массового распространения частных музеев в*США была довольно прозаичной. В*2006 году вступил в*силу закон о*защите пенсий, который отменял налоговые льготы для тех, кто «на*бумаге» передавал свои коллекции музеям, оставляя предметы искусства у*себя дома. Это и*стало толчком к*тому, чтобы коллекционеры пересмотрели свое отношение к*собственным собраниям и*начали открывать частные музеи, тем более что законодательство предполагает для них безналоговый режим. Создание частных экспозиций стало популярно еще и*потому, что подаренные государственным музеям предметы в*большинстве случаев оседали в*запасниках. Традиционные музеи, имеющие ограниченные выставочные площади и*пресыщенные обилием шедевров, зачастую десятилетиями не*показывали переданные им*произведения искусства. Коллекционеров, которые кропотливо пополняли свои собрания, такое положение дел не*устраивало, и*частные музеи стали для них удачным выходом из*положения. Владельцы шедевров, будучи людьми более чем состоятельными, начали строить по*всей стране большие выставочные залы, привлекая к*работе именитых архитекторов. Например, в*2011 году для широкой публики открылся музей Кристал-Бриджес, построенный Моше Сафди. Там свою коллекцию американского искусства разместила наследница империи Wal-Mart Элис Уолтон. В*2015 году в*Лос-Анджелесе был открыт музей миллиардера Эли Брода, построенный известным бюро Diller Scofidio + Renfro. Безусловно, среди создателей частных музеев последней волны было множество энтузиастов, готовых тратить время и*деньги на*искусство и*мечтающих лишь о*том, чтобы их*коллекции стали доступны для широкой публики. Но*были и*те, кто использовал свои музеи лишь для того, чтобы избежать налогов. В*конце 2015 года американские власти обратили внимание на*то, что не*все музеи, пользующиеся льготами, работают добросовестно. В*ряде случаев музеи были открыты в*течение короткого времени, либо прийти в*них можно было лишь по*записи, сделанной за*несколько недель до*визита. Финансовый комитет Сената США проверил одиннадцать частных музеев. Хотя эта инспекция не*привела к*отзыву у*них безналогового статуса, по*мнению экспертов, она могла «до*смерти напугать» тех, кто планировал превратить свою коллекцию в*частный музей. По*словам арт-эксперта Эврима Оралкана, для того, чтобы государство не*сомневалось в*чистоте намерений коллекционеров, им*нужно соблюдать несколько простых правил. Владелец музея должен понимать, что он*не*может свободно забирать оттуда произведения искусства для собственных нужд, даже на*несколько часов. Оралкан отмечает, что власти не*любят скрытые коллекции, поэтому музей должен быть расположен в*месте с*хорошей транспортной доступностью и*иметь приметную вывеску. Частный музей должен вести постоянную просветительскую работу: проводить экскурсии, вести собственные исследования, обеспечивать работу научных библиотек. Если частный музей хочет избежать претензий властей, ему необходимо одалживать свои экспонаты традиционным музеям. В*своей колонке на*портале Huffington Post специалист по*арт-инвестированию Мейделин Д’Анджело объясняет, что частные музеи не*так уж*сильно отличаются от*общественных, существующих без помощи государства (например, как Бостонский музей изящных искусств). Разница лишь в*количестве попечителей и*дарителей. В*случае частного музея*— даритель и*спонсор только один. По*мнению Д’Анджело настоящую угрозу для традиционных музеев и*доступности искусства представляют те*коллекционеры, которые при создании музеев лишь имитируют просветительскую и*научную деятельность. Современное состояние частного музейного дела В*начале 2016 года авторитетный портал об*арт-рынке Larry’s List выпустил исследование о*распространении частных музеев в*мире. Эксперты сфокусировались на*изучении тех из*них, в*которых представлено современное искусство, и*составили список из*317 учреждений в*45*странах. Larry’s List представил портрет человека, владеющего частным музеем: это мужчина 60–70*лет, живущий, скорее всего в*одной из*трех стран*— Южной Корее, США или Германии. Музей «среднего» коллекционера был основан в*течение последних пятнадцати лет. Составители отчета выяснили, что среди создателей собственных музеев всего*18% женщин-коллекционеров. Исследователи изучили множество аспектов работы частных музеев. В*частности, стало известно, что в*55% учреждений такого рода не*взимается плата за*вход. Лидером по*числу музеев стала Южная Корея (в*стране находятся 45*частных учреждений), на*втором месте*— США (43), на*третьем*— Германия (42). Китай, где также наблюдается бум частного музейного дела, занимает четвертое место (26*частных музеев). Любопытными стали результаты исследования городов, где расположены частные музеи. Оказалось, например, что в*Москве, отнюдь не*являющейся общепризнанным центром современного искусства, расположены шесть музеев такого рода. В*то*же время в*Нью-Йорке исследователи насчитали всего пять частных музеев, в*Лондоне*— четыре. Larry’s List выяснил, что в*мире не*так много частных музеев, которые по*размеру помещений, богатству коллекций и*научной базе способны соперничать с*общественными и*государственными музеями. На*фоне гигантских учреждений вроде музея Эли Брода рядовой частный музей выглядит довольно бледно. Площадь среднего музея составляет около 3300*кв.*м.*43% мировых частных музеев имеют в*своих коллекциях менее 500*экспонатов, а*в*38% музеев работают менее пяти сотрудников. Более половины частных музеев организуют всего три или менее выставки в*год. Ниру Ратнам, обозреватель британского журнала Spectator и*работник галереи Саатчи, отмечает, что с*распространением частных музеев «мы*практически незаметно вступили в*новую музейную эру». Он*видит в*новой тенденции как плюсы, так и*минусы. По*его словам, традиционные музеи в*Азии и*Европе получают недостаточно средств от*государства. Это влечет за*собой уменьшение числа выставок и*сворачивание научной работы. Частные музеи, владельцы которых могут без сожалений тратить деньги на*искусство, восполняют эти пробелы. Среди проблем, которые несут в*себе частные музеи, Ратнам выделят непостоянство их*патронов, которые в*любой момент могут потерять интерес к*искусству либо продать часть коллекции. Это означает, что музей нового типа в*отличие от*традиционного куда менее стабилен. Общественным и*государственным музеям в*новых условиях приходится нелегко: частные учреждения с*легкостью перебивают их*предложения на*аукционах и*становятся владельцами шедевров мирового уровня. Впрочем, богатство частных музеев вовсе не*является синонимом их*высокого культурного статуса. Немногие коллекционеры могут похвастаться гармоничным и*высококачественным собранием, а*большинство новых музейщиков не*задумываются над тем, что музей должен вести просветительскую и*научную работу. Критики нелестно отзываются об*одном из*крупнейших частных музеев мира, принадлежащем мексиканскому миллиардеру Карлосу Слиму. В*экспозиции музея Сумайя в*Мехико находятся картины Сезанна, Ренуара, Матисса, Леонардо да*Винчи, Диего Риверы, Моне, Эль Греко, Тулуз-Лотрека, Ван Гога. Несмотря на*это, журналисты издевательски отмечают, что «хороший вкус не*купишь за*деньги» и*что в*музее много «второстепенных» работ. Первая волна открытий частных музеев, пришедшаяся на*конец 2000-х годов, посеяла панику в*рядах директоров общественных и*государственных музеев. Они спешно начали открывать выставки предметов, подаренных меценатами, только чтобы не*потерять своих патронов. Как показало время, частные музеи не*нанесли традиционным учреждениям урона, а*лишь мотивировали их*идти в*ногу со*временем. Более того, чем шире распространяется частное музейное дело, тем яснее становится, что новые музеи не*могут стать по-настоящему знаковыми культурными институтами без поддержки и*опыта старых государственных музеев. | ||
![]() |
|