Цитата:
Сообщение от ninniku Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от ninniku Почему вы думаете про джинсы и жвачку как мотив? Не кажется ли вам, что мотивом стал жуткий удушающий догматизм в области идеологии и миропознания? | Потому что для большинства стимулом для поддержки смены строя стал культ потребления. Мечты о жвачке и джинсах, "ста сортах колбасы" в магазинах. А, вот, причиной для формирования подобного стала бездуховная идеология. | Очень спорный вопрос. Мне давно кажется, что это миф. Некая доля истины в этом есть, народу хотелось большей открытости миру. Не колбасы и джинсов, а большей свободы во всем. Я помню эти настроения, сам им поддавался. Но народ ничего не решал. Все сделали на верху. А мы не встали на защиту прежней власти, потому что не верили ей. Дело не в джинсах. Я их не хотел, как не хотел и колбасы, она была всегда доступна. В кооперативных магазинах какой только не было. Когда хотел, брал. Во Владивостоке и джинсы были доступны всегда. А вот выехать за границу было сложно, книги доставали из под полы. АЙ распространяли подпольно. Библию купить было непросто, что уж там про ТД. Вот это унижало. Но, у каждого свое...были и те, кому редиски зимой хотелось. Из тех, кто был за границей. |
А я помню эти кухонные разговоры. Про то как будет хорошо и сколько товара и каких сортов он будет в магазинах. И это мещанское настроение было массовым.
То, что Пастернака и Солженицына нельзя было почитать открыто - об этом печалилась довольно маргинальная группа интеллигенции (которая, однако, сыграла не маловажную роль в развале Союза). Рериховцы тоже по своим потребностям были в какой-то степени маргиналами от общих настроений. И далеко не все были рады "духовной свободе" ценою развала страны.