Ляйтнер назвал Россию самым важным для Европы партнером в плане поставок газа. По его словам, именно за счет сотрудничества с РФ Европе удастся достичь баланса спроса и предложения газа на своем внутреннем рынке.
«Наше партнерство с Россией — это важный элемент обеспечения того, что Европе в будущем будут доступны надежные поставки газа… будущие совместные проекты необходимы для укрепления доверия этого партнерства», — сказал представитель OMV, передает РИА «Новости».
По его словам, компания OMV пытается убедить европейских политиков, что им стоит быть более сговорчивыми в отношении налаживания новых маршрутов поставок газа в Европу. Как отметил Ляйтнер, в настоящее время Евросоюз не может действовать как единое целое и находить общие решения, в том числе в газовой сфере. «Наличие газа воспринимается как само собой разумеющееся, но, к сожалению, часто он используется в политических дискуссиях», — отметил Ляйтнер.
Он призывает продолжать укреплять свои взаимоотношения с поставщиками голубого топлива, в частности с Газпромом. «На этом фоне партнерство с Россией очень важно для нас. Запасы (газа) в РФ большие, а стоимость добычи относительно низкая. Поэтому мы обсуждаем с Газпромом участие в газовых проектах в России», — добавил представитель австрийской газовой компании.
Ляйтнер назвал довольно шокирующие цифры предстоящего падения объемов собственного газа в Европе. Добыча газа там действительно сокращается, и довольно быстро. Однако все же не на 50 млрд в год. Так, за последние 10 лет объемы добычи газа европейскими странами упали с 310 млрд до 240 млрд кубометров в год, то есть на 60 млрд кубометров.
«При прогнозах сокращения добычи на 50 млрд кубометров в год Европа останется без собственного газа уже через пять лет, что, конечно, невозможно.
Видимо, в данном случае имеет место неточный перевод или неточно понятый смысл сказанного представителем OMV», — не верит председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Впрочем, в последние годы падение добычи в Европе существенно ускорилось. «В среднем сейчас добыча на месторождениях в Европе от года к году падает на 15–20 млрд куб. м. Это хорошо видно на примере Нидерландов — второй страны по объемам добычи газа в Европе», — отмечает Анна Кокорева из «Альпари». Так, за последние два года Нидерланды сократили производство газа на 38% по сравнению с 2014-м, когда было добыто 55 млрд кубометров.
Ежегодно Европа потребляет 440–445 млрд кубометров (по итогам 2015 года). На 45% она самостоятельно обеспечивает свои потребности в газе. Еще около 30% Европа закупает в России, крупными импортерами являются также Алжир и Катар, есть и еще ряд небольших импортеров из Северной Африки. «Такая структура газового рынка сложилась достаточно давно, а изменения в последние 10 лет происходили в основном за счет колебания уровня добычи и потребления газа в регионе», — отмечает Андриевский.
К сожалению, спрос на газ в Европе в последние 10 лет тоже упал — более чем на 20%, или почти на 100 млрд кубов.
«Такая статистика предполагает обратный рост потребления — вопрос лишь в наличии благоприятных условий для экономического развития стран Европы, которые, к сожалению, никто гарантировать не может.
Поэтому пока говорить о масштабном росте потребления газа в Европе довольно сложно. Хотя в отношении отдельных стран эта тема является актуальной», — отмечает Иван Андриевский.
«Экономика ЕС восстанавливается, возможно, спрос будет расти вместе с ней, но пока резкого скачка в потреблении не предвидится, — согласна Кокорева. — Пока мы можем говорить о росте экспорта газа из РФ или других стран в ЕС за счет замещения европейского газа».
При этом в последние годы Евросоюз проводит планомерную политику по диверсификации поставок газа и снижению зависимости от российского поставщика — Газпрома. Однако добиться успеха в этом направлении не удается, именно поэтому газовый вопрос все чаще политизируется европейскими элитами, причем в последние два года — в открытую.
«Однако за 10 лет кардинально изменить структуру рынка не получилось, хотя локальные „успехи“ в этом направлении, наверное, все же были. Об этом, например, говорят в Прибалтике», — говорит Андриевский. Однако эти успехи в виде появления терминала СПГ стоили той же Литве и Польше больших денег.
Польские власти, например, уверяют, что уже через несколько лет откажутся от российского газа, в том числе благодаря СПГ-терминалу в Свиноуйсьце. Однако это политическое заявление, которое невыгодно польскому бизнесу и покупателям газа. Потому что СПГ существенно дороже трубопроводного российского газа. Польше придется, так же как и Литве, заставлять бизнес покупать дорогой СПГ взамен российского газа с помощью специального закона. Кто же в здравом уме захочет покупать газ не по 265 долларов у России, а по 700 долларов у Катара? И Варшаве еще хватает наглости требовать скидку не у катарского поставщика, а у Газпрома. Да и нужных Польше объемов у других поставщиков пока нет и в скором времени вряд ли появятся. СПГ выгоднее продавать в Азии, где спрос все равно растет.