Старый 13.08.2016, 23:18   #536
Андрей Вл.
Banned
 
Рег-ция: 07.10.2015
Сообщения: 948
Благодарности: 438
Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях
По умолчанию Ответ: Кшатрии и брахманы

Цитата:
Сообщение от Андрей С. Посмотреть сообщение
В традиционном (кастовом) обществе был возможен переход человека из низшей касты в высшую.

Цитата:
Из текста упанишады ясно видно, что человек, который принадлежит к самым низам общества по рождению, мог быть принят как представитель высшей варны исключительно в силу его собственных заслуг или черт характера
http://indonet.ru/Statya/Ob-indiyski...#ixzz4HEcas7iN


Идея о превосходстве кшатриев над брахманами - "идея Упанишад"!

Именно эти тексты отразили попытку известного обновления института варн, закостенелый характер которого вызывал недовольство многих слоев общества.

В качестве религиозных учителей в данном источнике выступают обычно кшатрии, а не брахманы (как того требовала ортодоксальная традиция). Нередко подчеркивается, что наиболее важные принципы доктрины были выдвинуты именно кшатриями. Мудрец Правахана (вероятно, историческое лицо), например, говорит, обращаясь к своему ученику, юному брахману Гаутаме:"Не будь в обиде на нас, Гаутама, так же как (не были в обиде) и твои отцы. Ведь до сих пор это знание не пребывало ни с одним брахманом" (Брихадараньяка - упанишада).

Не менее значимо и другое утверждение упанишад: даже неприкасаемый, наделенный подлинным религиозным знанием, выше брахмана, лишь произносящего веды. Нарушение кастового закона не опасно для мудрого: "Если знающий это (т.е. учение упанишад) предлагает остаток пищи даже неприкасаемому, то он совершает (этим) подношение Атману".

"Чхандогья - упанишада" вводит в число учителей некоего Махидасу Айтарею - сына брахмана и женщины - шудрянки (согласно предписаниям ортодоксального брахманизма, статус человека от смешанного брака всегда ниже статуса члена даже самой презираемой касты).
Таким образом, не происхождение человека выдвигалось на первый план, а его соответствие принятым на себя обязанностям. Кшатрий и даже любой "безродный" могли претендовать на роль брахмана - наставника в "религиозном законе", если они обладали нужными для этого качествами и знаниями. Привилегии профессионального жречества и его высокомерие, освященное ведийской традицией, нередко осуждались.
Андрей Вл. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх