Цитата:
Сообщение от Helene Приведите цитату, может Вы совершенно другой смысл вкладываете. |
А что - Вы не верите, что Маркс мог настаивать на развале института семьи и парности супругов?
Ну ЛАДНО уж, приведу:
Цитата:
Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов. На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала. Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении. Но вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения. А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты. Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жен, - кричит нам хором вся буржуазия. Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства. Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга. Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Но ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т. е. официальная и неофициальная проституция. |
Оттуда:
https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm Я не настаиваю на том, что в той цитате Маркс предлагает сделать жён и детей общими.
Меня интересует другое - считают ли нужным делать жён и детей общими современные коммунисты.
В тексте не хватает однозначности, которая позволила бы уверенно сказать, что авторы манифеста не собираются делать жён общими.ю
Но авторы осуждают семью и предлагают её отменить.
Вместо того чтобы вылечить семью от болезней.
Самое непонятное - с чего это авторы манифеста вообразили, будто мужья согласятся делить СВОИХ жён с другими мужчинами.
И зачем любящим мужьям чужие жёны.
Это как в романе Мы что ли? (Замятин)
Даже если считать жён средством производства (детей и завтраков) - пусть жёны остаются в собственности родных мужей.
А то странная логика у Маркса - если лишать людей всех средств производства (точнее, права личного владения средствами), но надо лишить мужей и права единоличного владения таким средством производства, как жены.
Может Маркс пошутил и был уверен в том что ни один муж не согласится считать свою жену средством производства и тем более не согласится отказываться от права личного владения этим средством.
Но даже в виде шутки это недостойная шутка.
И не место ей в манифесте.