Цитата:
Сообщение от Odulf С каким умыслом Н.К.Р. при написании своих картин “Сон Востока” и “Гора Ленина”, обратился к персонажу известной пушкинской поэмы-сказки?.. – ведь строчки: “ Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты…”, Н.К.Р. наверняка знал с детства…, не случайно же... В чём тайный смысл той Головы?.. и при чём здесь Ленин?..  |
Спасибо, за пушкинские строчки! Не думал о таких параллелях...
Но в отношении последней картины должен уточнить. В действительности картина называется "Явление срока".
В Каталоге картин Рериха(
http://gallery.facets.ru/show.php?id=966&info) есть фрагмент статьи об ошибке в названии: Глущенко Л., Садовская И Явление «Горы Ленина». Как картина Н.К.Рериха «Гора Ленина» превратилась в «Явление срока».
Что касается, смысла картины "Явление срока", то часто приводят слова самого Н.К.Рериха:
"Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства" На вышеназванном сайте есть также очень хорошие комментарии:
Цитата:
"...К этому периоду относится картина «Явление срока», написанная в 1927 году в Улан-Баторе. В ней художник развивает тему полотна 1920 года «Сон Востока», изображающего гигантскую голову спящего богатыря. «На картине «Сон Востока» великан еще не проснулся, и глаза его еще закрыты. Но прошло несколько лет, и глаза открылись, уже великан осмотрелся, и хочет знать все. Великан уже знает, чем владеет. В Америке... писали об этой картине, спорили, а она уже — в жизни»(Алтай-Гималаи),— отмечал Рерих. Во время путешествия по Центральной Азии он видел знаки духовного пробуждения народов Востока, их горячий интерес к освободительным идеям, воплотившимся в строительстве Северной Шамбалы -России, личности В.И. Ленина, олицетворявшей в 20-е годы для многих новое сознание. Не случайно на картине «Явление срока» В лице восточного богатыря, зорко всматривающегося вдаль, угадываются портретные черты вождя. Картина явилась своеобразным откликом на революционные события в Монголии, сменившей в 1924 году монархию на республику. Символический смысл содержания определил и особенности изобразительного языка. Характерная для многих станковых работ Рериха монументальность «оправдана» тем, что (судя по надписи на подрамнике) панно является эскизом проекта наддверной фрески (будущего храма, посвященного Владыке Шамбалы)." |