Цитата:
Сообщение от Восток Цитата: Сообщение от paritratar Опять все в кучу смешали и выкинули как пустышку! | Вижу пустышку - выкидываю как пустышку)))  если нечто плавает как утка, крякает как утка и выглядит как утка - то скорее всего это утка))))) ср. дзенское - горы - это горы, облака - это облака.... |
С водой выплеснули ребенка)))

5. Соединение взаимоисключающих противоположностей. Этот прием довольно часто используется мастерами чань для построения коанов. Именно он создает наиболее трудные и невероятные мыслительные структуры. Для этого чань-буддисты считают вполне допустимой такую операцию, как соединение утверждения и отрицания.
«Наличие и отсутствие ума в действительности есть истинный ум», — говорит, например, наставник Хуанбо. Другой учитель чань на вопрос монаха о том, что он делает, отвечал: «Думаю о недумании». Монах удивился: «Как же?» И тогда учитель ответил еще более загадочно, но как раз в соответствии с логикой этого приема: «Думаю о недумании не думая». Другой учитель - Дуньшань, характеризуя себя, так же воспользовался этим приемом: «Когда я бродш сегодня один, повсюду меня окружат каначы. Ныне вода в канале - это был Я, однако Я не был водой в канале».
Мы видим, что в подобных случаях учителя чань пользуются логикой, противоположной логике Аристотеля. Тит Нат Хан пишет о таком способе размышления:
Согласно классической логике «А есть А, Б есть Б». Доктрина чань «утверждает, что А не есть А, Б не есть Б, А может быть Б»1. В рамках такой логики вполне закономерен вопрос, который монах задает учителю Сёдзану: «Знаете ли Вы утверждение, которое не правильно и не ошибочно, не реально и не иллюзорно?». И учитель положительно отвечает на этот вопрос.
Нам же нужно понять приемы этой логики и тем самым открыть иные возможности творческого мышления. А кроме того, посмотреть, не функционирует ли такая логика в научном мышлении европейской интеллектуальной традиции?