![]() | #277 | ||
Рег-ция: 16.12.2013 Адрес: С-Пб Сообщения: 7,001 Благодарности: 896 Поблагодарили 1,963 раз(а) в 1,375 сообщениях | ![]() У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его: - Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость? - Конечно, знаю, не хуже всякого другого. - А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо? - Конечно, несправедливо! - Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо? - Нет, пожалуй, что справедливо. - А если он будет грабить и разорять их землю? - Тоже справедливо. - А если будет обманывать их военными хитростями? - Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо. - Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой? - Нет, пожалуй, что справедливой. - А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым? - Нет, тоже справедливым. - А если кто, видя друга в отчаянии, и, боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве? - И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло. - Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь? - Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему-то уже не так в этом уверен. - Так что же это такое? - Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло. - Очень хорошо, про пищу и питье я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло? - Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу? - А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье - благом или злом? - Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо! - А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум? - Тогда - красота, сила, богатство, слава! - Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла. - Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам. - Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь? - Думаю, что знаю, Сократ. - Из кого же состоит народ? - Из бедных и богатых. - А кого ты называешь бедными и богатыми? - Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка. - А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало? - Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы. - Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам? - Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю. - Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше, а какие хуже? - Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных. - А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней? - Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок. - А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана! - Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать! | ||
![]() |
|