![]() | #3 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() Лекторий Международного Центра Рерихов Резюме лекций 29 января 2014 года. Лекторий Международного Центра Рерихов. Лекция: «Проблема этического идеала в философии Л.Н. Толстого». Лектор – Абрамов Петр Дмитриевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (Москва, Россия). ![]() В лекции рассматриваются различные аспекты этического учения Л.Н.Толстого. При этом преимущественно анализируются его поздние работы: «Путь жизни» и «Круг чтения». Выделяются основные черты мировоззрения Л.Н.Толстого. Во-первых, это мысль о существовании единого универсального духовно-практического знания, лежащего в основе многих религий и философских учений. Во-вторых, критическое отношение Л.Н.Толстого к позитивизму и различным вульгарным материалистическим концепциям, которые не способны объяснить сущность разума и сознания. В-третьих, приятие Л.Н.Толстым существования непостижимого для нас Бога как необходимого основания человеческого разума, что обосновывается рационально, но постигается Бог благодаря чувству любви. С опорой на идеи Л.Н.Толстого предлагаются ответы на такие важные, прикладные этические вопросы: зачем необходим идеал? какие существуют ложные представления об идеале? Этика важна для философии, она является базисом целостного познания мира. Благодаря этическим поступкам открывается возможность взглянуть на бытие ясным взором. Многочисленные технические открытия, которыми сейчас обладает человечество, требуют ответственного к ним отношения, а оно возможно при развитом самосознании. Существует некоторые заблуждения относительно идеала. Его часто признают связанным с чистой субъективностью, переживанием счастливой удовлетворенности. Субъективные переживания, пусть даже они ярки и необычны, могут вводить человека в заблуждение, быть не действительным достижением, а только созданием воображения. С другой стороны, распространено понимание идеала как технологии успеха, направленной на приобретение материальных благ и социального признания. Однако такой инструментальный подход может привести к тому, что человек использует других как средство достижения своей цели, не считаясь с их желаниями и интересами. Мышление, способность сострадать, воображение обладают практически бесконечным потенциалом для развития, в отличие, например, от физической силы. Само же знание о смысле жизни − не книжное, теоретическое, а особое, экзистенциальное или жизнеустроительное, приобретается человеком при стремлении изменить свою жизнь и сознание. И путь к этому знанию один – через труд и усилия. Духовная жизнь человека наполнена многообразной и глубокой радостью. Л.Н.Толстой отмечает: «Ужасно положение того, кто не сознает в себе духовной жизни и ее роста. Была одна телесная жизнь — и та неудержимо уничтожается и вот-вот исчезнет. Сознай свою духовную сущность, живи ею, и вместо отчаяния ты узнаешь ничем не нарушимую и все увеличивающуюся радость». Лекция иллюстрировалась эпизодами из фильмов, снятых по мотивам произведений Л.Н.Толстого. 22 января 2014 года. Лекторий Международного Центра Рерихов. Лекция: «Готический собор XII-XIII веков как символ мироздания и духовного самосовершенствования. По трудам Е.П. Блаватской и Н.К. Рериха». Лектор – Старовойтова Ольга Леонидовна, член Международного Союза журналистов (Латвия, г. Рига). ![]() «Возникновение готики в Западной Европе – удивительный факт. Из хаоса беспорядка, анархии, невежества и нетерпимости выросло явление прекрасного, подобное возносящейся к небу молитве, – писал Джавахарлал Неру. – <...> Никто не знает точно, как было положено начало этому. Никто не знает имен зодчих, создававших эти соборы». В XX веке соборы, наконец, оказались предметом научных исследований во всем мире. Но чем глубже затрагивалась данная тема, тем больше возникало вопросов, удовлетворительные ответы на которые не найдены наукой до сего дня. Пожалуй, больше всего ученых занимал мотив, которым руководствовались средневековые строители. С начала XII по XIII век в одной только Франции взметнулись ввысь 80 шпилей кафедральных соборов и ориентировочно 500 церквей соборного типа. Готические соборы походили на храмы знаний, в которых религиозное учение сопрягалось с философией, наукой, искусством (архитектура, музыка, скульптура, резка по дереву, ковка по металлу, витражи, гобелены). При этом есть весомые аргументы в пользу того, что идея покрыть храмами пол-Европы принадлежала не Церкви. В частности, в средневековых храмах присутствует большое количество неканонических сюжетов. Но если это была не Церковь, тогда кто же осуществил эту грандиозную работу, для которой, помимо обширнейших профессиональных познаний и организаторского таланта, требовались фантастические материальные затраты и контакты на уровне глав европейских королевств? Отчего средневековое общество вдруг озаботилось проблемой культурного воспитания, или как говорили тогда – куртуазного человека, носителя высоких духовных качеств? Откуда вдруг взялось сообщество трубадуров, внедрявших в сознание общества высокие рыцарские идеалы и культ служения Прекрасной Даме? И почему такое служение так настойчиво сопрягалось с самосовершенствованием? Трубадур Пейре Кардиналь пел: «Каждый день я становлюсь лучше и чище, / Потому что я служу благороднейшей Даме в мире, / И я боготворю ее, я говорю вам это открыто». ![]() Как такие глубинные преобразования в общественном сознании могли произойти практически незаметно и в относительно короткий срок? К сожалению, медиевистика этого не объясняет. В поисках ответов лектор, десять лет проработавшая гидом по Франции и Италии, обратилась к трудам Е.П. Блаватской, Н.К. Рериха и к философской системе Живой Этики. В результате длительных исследований возникла такая гипотеза: «Единственный достойный мотив, оправдывающий титанический труд средневековых мастеров, заключался в их неиссякаемой преданности истинному Знанию. Отсюда проистекал дерзновенный замысел: утвердить в камне торжество мудрости веков и создать для будущих поколений грандиозную наглядную иллюстрацию ее концептуальных положений». Во время лекции автор данной гипотезы на конкретных примерах показала, что в готических соборах на универсальном языке геометрического символизма, в частности, отражены: 1) космогония и строение Мироздания (миры разных состояний материи), а также космические законы, такие как закон Иерархии, двойственности, вмещения противоположностей, цикличности, преемственности, причин и следствий, единства во множественности; 2) эволюция растительного, животного и человеческого царств Природы; 3) процесс духовного совершенствования человека и основные этапы его космической эволюции. ![]() | ||
![]() |
|