![]() | #787 | ||
![]() Владимир Чернявский, "Бургустан" в Белграде. См. о кавказской серии в РН-2008. Увы, здесь картинки не добавить. "В июне 1913 г. Н. К. Рерих впервые отправился на Кавказ. Об этом сообщали как общероссийские, так и местные периодические издания . Произошло важное событие в его жизни – он впервые лицом к лицу встретился с Востоком. В письмах Н. К. Рериха к Е. И. Рерих, написанных в кисловодском пансионе Ганешина, упомянуто то, что успел создать или задумать художник . «Начал маленькую картинку “Показали царю границу царства”», – записал Рерих 20 июня 1913 г. днём. «Начал этюд из окна» – 29 июня. «Сегодня от 2 ч. до 7 всё писал на балконе этюды. Устал» – 30 июня. Тоже и 2 июля: «От 3 до 7 писал этюд на балконе». 5 июля: «Больше 3 -х этюдов не сделать. Всё время разбито». 8 июля: «Новые картины надумываются. Это уже хороший показатель. Сегодня надумал: “Праведный Прокопий отводит каменную тучу от Устюга Великого”. Камни должны были упасть на Устюг, а он их отвёл. Каменное поле, а вдали город и Прокопий молится». /// Н. К. Рерих. Граница царства. Эскиз. 1913. Бумага, графитный карандаш. 17,1 × 30,8. Частное собрание. Первоначально принадлежал Е. И. Рерих. Воспроизведено: Рёрих. – Пг., 1916. – С. 185. Вернувшись в Петербург, Николай Константинович пригласил в свою мастер-скую искусствоведа Александра Павловича Иванова (1876—1933), готовившего в то время большую монографию о художнике. В черновых записях к этой монографии, просмотренных Н. К. Рерихом, остались впечатления о «кавказских» работах. «Ближайшим летом возникла небольшая серия “Кавказских этюдов”. – Писал А. П. Иванов осенью 1913 г. – Кисловодск, где Рерих провёл весь июнь , лежит среди предгорий ещё далёкого здесь кавказского снегового хребта, в котловине, которую со всех сторон обступили толпящиеся друг за другом крутые горы, то округлые по форме, то с плоскими, как бы огранёнными вершинами и боками. То поросшие лесом, то лысые, но всё же зелёные от травы стелящихся по ним лугов, они высоки лишь настолько, что в сухую погоду облака только изредка задевают их спины и горбы. По склонам, сходящим широкими уступами в долину и примыкающие к ней ущелья, узкими продольными бороздами белеют пласты меловых обнажений и лепится кое-где тёмно-серый с плоскими крышами аул. Этот горный ландшафт и служит мотивом для пяти написанных здесь больших этюдов: “Гроб-гора”, “Бугур-стан”, “Синие горы”, “Аул”, “Бугурстан на рассвете”» . //// Главный Кавказский хребет. Вид с Эльбруса. Фотография 2009 г. Ясно, что во время кавказской поездки 1913 г. художник побывал не только на Кавказских Минеральных Водах, но посетил и другие места, в которых он мог почувствовать «дух» Востока гораздо сильнее, чем в сравнительно комфортном, европеизированном Кисловодске. Его привлекли памятник древней аланской культуры – Рым-гора, она же крепость Боргустан (в названиях этюдов звучит как Бургустан), окрестности Эльбруса, а также ряд горских аулов и других мест. Кроме упомянутых А. П. Ивановым этюдов, известны ещё работы лета 1913 г.: «Горы» , «Кавказ» и две картины «Облако» . Из литературных сочинений в Кисловодске была написана статья «Индийский путь» , явившая понимание всех настоящих и будущих устремлений в Индию; сюда ему присылались только что изданные в газете «Русское слово» очерк «Дедушка» , сказки «Города пустынные» и «Граница царства» . Последняя сказка начинается словами: «В Индии было». Находясь на Кавказе, художник сильнее чувствовал магнетизм желанной для него страны. Кавказ стал для Н. К. Рериха той «границей царства», за которой начиналась его Индия. Уже во время поездки в 1913 г. Н. К. Рерих задумал вновь вернуться на Кавказ, но уже не один, а с супругой и сыновьями Юрием и Святославом. Об этом он писал Е. И. Рерих: «Очень меня подмывает потом проехать по Военно-Грузинской дороге – всего 32 часа, но там автомобили, и без Тебя не поеду» (19 июня 1913 г.); «Если бы Ты здесь была, мы съездили бы по Военно-Грузинской дороге…» (21 июня 1913 г.); «Думаю, что сам по себе Кавказ красив – дальше. Ну, туда мы уже съездим с Тобою, с ребятами» (1 июля 1913 г.). О том, что это возращение – новое прикосновение к тайнам Кавказа и, как следствие Востока – состоялось, было весьма плодотворным и запомнилось Рерихам на многие годы, свидетельствуют целая серия упоминаний о Кавказе и его народах в рериховских книгах последующих лет. О «кавказской» теме в художественном наследии Н. К. Рериха зримо напоминают его произведения 1913–1916 гг. – «Знамёна» (1913), «Горные дали. Кавказ» (1913), «Крик змия» (1913, 1914), «Град обреченный» (1914), «Путь великанов» (1914), «Живая вода» (1915), «Мехески – лунный народ» (1915), «Взгорье» (1916), «Граница царства» (1913, 1915, 1916), «Долина голубых гор» (1916), «Мудрость Ману» (1916), «Развалины» (эскиз к предыдущей картине) (1916), «На горной тропе» (1916) и другие. Некоторые уже посвящены Индии, но горы, изображённые на них, – Кавказ. Таковы картины «Граница царства» (запечатлён Главный Кавказский хребет) и «Мудрость Ману» (запечатлён Эльбрус). Приведём несколько откликов русских критиков на некоторые из этих произведений. Многие современники восприняли их как дальнейшее погружение мастера в мир Востока. ///// Н. К. Рерих. Мудрость Ману. 1916. Холст, темпера. 178,0 × 194,5. © Тверская областная картинная галерея. Инв. № Ж-202 «Как ни режет глаза своей кричащей яркостью “Крик змия”, но в этом лубочном однообразии красок есть что-то жуткое, напоминающее далёкую, седую старину» . «“Крик змия” Рериха. Необычайно смело разрешена здесь задача передать утренний свет в горах. Художник воскресил древнюю легенду человечества о змие, поднимающем голову и кричащем при солнечном свете» . «Напоён жутким настроением древней легенды “Город обречённый” Н. К. Рериха. Охваченный движущимся, сжимающимся кольцом гигантской змеи, сиротливо приютился на вершине холма белокаменный городок. Боязливо жмутся и лепятся друг к другу строения этого городка, а на горные вершины ложится уже ночная тьма, и одна зажёгшаяся в небе звёздочка будет свидетельницей неотвратимой гибели обречённого города» . «Минувшее лето было очень благоприятным для творческой работы художника – им привезён из деревни ряд значительных и интересных полотен и рисунков, весьма разнообразных по своим внутренним переживаниям и формальному воплощению. <…> Большой эскиз декоративного панно “Мудрость Ману” говорит о духовных исканиях мастера, о его интересе к великой культуре Индии. <…> Высоту формальных достижений Рериха лишний раз показывает большая темпера “Граница царства”, в которой все “грани композиции”, вся хрупкая гармония господствующего розовато-пламенного тона проведены с великой умеренностью и свободой» . «Чрезвычайно гармоничные сочетания зелёного и фиолетового в большой, очень цельной по композиции картине “Мудрость Ману”, где отзвуки Востока так сочетаются с прекрасной разработкой мотива гор. <…> Мечты и грёзы о других ми-рах, мистические воспоминания в очень оригинальной картине “Мехески – лунный народ”, где с такой правдивой силой передана луна на тёмном небе»". Это из моей статьи в РН-2008. "В книге Д. Ю. Ревякина «Гибнущее наследие: Московская квартира Ю. Н. Рери¬ха» (2010) неожиданным образом всплыли документы о картинах Н. К. Рериха в Югославии . В письме от 24 ноября 1958 г. на имя начальника Отдела ИЗО и охраны памятников Министерства культуры СССР А. К. Лебедева Ю. Н. Рерих сообщал, что в 1933 г. Н. К. Рерих выслал на временную выставку в Музей Югославской Академии наук и искусств в Загребе 10 картин, которые в дальнейшем находились в Музее современного искусства в этом городе. Ещё 7 картин оставались в Национальном музее Белграда (бывший Музей князя Павла). С апреля 1941 г. судьба этих картин оставалась для Рерихов неизвестной. К письму Ю. Н. Рерих прилагал ряд документов, среди которых переписка Н. К. Рериха с югославскими учреждениями и списки картин, отправленных в Югославию . Согласно спискам, в Белград были направлены картины: «Бургустан. Кавказ» (1913) [ил. 1], «Звоны» (1919) [ил. 2], «Преподобный Сергий Радонежский» (1922) [ил. 6], «Благие посетившие» (1923) [ил. 7], эскизы костюмов к опере «Снегурочка» (1921, две работы) [ил. 3 и 4], «Берендеи. Деревня» («Снегурочка») (1921) [ил. 5]. В архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке хранится список художественных произведений Н. К. Рериха за 1917–1924 гг., составленный самим мастером и вы-полненный его рукой . С помощью сотрудника этого музея Гвидо Трепши удалось установить авторские названия и даты большинства белградских картин. Кроме картины «Бугур стан» из «Кавказских этюдов» 1913 г. [ил. 1], известной по дорево-люционным спискам и упоминаниям в американских каталогах , это «Зов колокола» (1918, масло) [ил. 2], «Слобода Берендеева» (1919, темпера) [ил. 5], «Святые Гости» (1923, темпера) [ил. 7], «Святой Сергий» (1922, темпера) [ил. 6] и два женских костюма к «Снегурочке» (1921) [ил. 3 и 4]. Как видим, в семье Рерихов бытовали разные названия белградских работ, да-тировки некоторых из них также разнятся. Дальнейшее их изучение невозможно без прочтения всех надписей на тыльной стороне произведений". Это из моего послесловия к статье Горданы Станишич-Ристович в РН-2009. Наконец, в этом году была целая секция на тему "Рерих и Кавказ". Интересные сообщения! Кто может поддержать тему? Последний раз редактировалось Владимир Мельников, 21.12.2013 в 17:29. | |||
![]() |
|