![]() | #782 | ||
![]() Владимир Чернявский, спасибо за напоминание. Это было в Тезисах 2012 года. В 2009-м Тезисов не было вообще. Приведённая Вами ссылка отправляет на Труды 2004-го. Проверьте, пожалуйста. Видимо, Вы имеете в виду следующий фрагмент (с. 74-75):. Авторский список 1924 г. дал возможность установить, что Н. К. Ре‐ рих впервые посетил Тибет (ныне китайский) не в 1927, а в 1924 г. Это не афишировалось Рерихами ни в публикациях, ни в письмах, надо полагать, из‐за факта пересечения границы без ведома англичан, однако было за‐ фиксировано в списке картин в цикле «Тибетский путь», где перечислены три определённо тибетских пункта: Dongkar, Phari и Gobzhi плюс перевал на границе Сиккима и Тибета Jelap La. Этюд «Gobzhi» (а не «Дзонг вече‐ ром»), изображающий форт на вершине скалы на середине пути от грани‐ цы Сиккима до Лхасы, с 2001 г. находится в МЦР. Это подтверждают ка‐ рандашная надпись на обороте (номер в Нью‐Йоркском Музее Рериха до 1935 г.) и фотографии Gobzhi. Вне цикла в списке есть название ещё одного пограничного перевала Nathu La. Хотя до сих пор считается, что в столицу Тибета Лхасу Рериху по‐ пасть не удалось, два произведения «Святыни» из цикла «Тибетский путь» изображают два очень известных объекта Лхасы (репродукции были опубликованы). В 1939 г. была написана картина «Твердыня Тибета» (The Potala, the Stronghold of Tibet (The Royal Palace)), а в 1947 – «Лхаса». Нельзя, конечно, исключить написание этих картин по фотографиям или по ясно‐ видению, но поездка в Лхасу оказывается в свете этих данных не настоль‐ ко невозможным чудом, чтобы её отрицать. Кто помог совершить это путешествие? В книгах, тогда начатых, Нико‐ лай Константинович описывает разговоры с Геше Римпоче из Чумби, счи‐ тавшимся воплощением Цзонкапы, который часто пересекал границу по религиозным делам. Таким образом, получается, что Николай Константи‐ нович с группой буддийских паломников зашёл в Тибет через один из на‐ званных перевалов, посетил в долине Чумби монастыри Dongkar и Phari, управлявшиеся Kyabje Domo Geshe Rinpoche Ngawang Kalsang'ом, и прошёл путь до столицы Тибета. Автор доклада объявил о находке в авторском списке в 2010 г., в сете‐ вой версии «Рериховской энциклопедии», но первое заявление Ю. Н. Ре‐ риха о посещении Лхасы появилось в самиздатской рукописи советских времён «8 встреч с Учителем» (автор – В. А. Вераксо). По датам писем и неупоминаниям присутствия Николая Константино‐ вича на сеансах Бесед предположено время путешествия в Тибет. Кроме посещения Лхасы целью путешествия мог быть один из Ашрамов Шамба‐ лы. Вераксо писал о том, что, по словам Ю. Н. Рериха, Н. К. Рерих Шамбалу посетил. Если посетил, то, очень вероятно, в это время. ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ Ср. интерпретации понятия Шамбалы как не исключительно географического понятия у А. А. Бондаренко, С. Н. Иконниковой, К. И. Новосельского, В. Л. Мельникова и Л. В. Шапошниковой. | |||
![]() |
|