![]() | #2 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() Наследие скульптора Васильева: работы в Третьяковке, Аглоне, Домском соборе Для большинства рижан и гостей города название Вецаки ассоциируется с курортом у моря. Место действительно уникальное — немного найдется в Европе столиц, которые могут похвастаться морским курортом на своей территории. Но есть у курорта еще одна особенность — он связан с именами известных людей, которые здесь жили и работали. Режиссер Карлис Памше, скульптор Лев Буковский, сценограф Андрис Фрейбергс, актеры Карлис Себрис, Гиртс Яковлевс, Улдис Думпис. В этом ряду — имя выдающегося скульптора Игоря Васильева. Его работы хранятся сегодня в Третьяковской галерее и Аглонской базилике, в Домском соборе и церкви Петра, в частных коллекциях — на Западе и в Латвии. Но большая часть — в Вецаки, в небольшом доме на улице Пуйкулес, у самого леса. Здесь скульптор жил и работал свыше 30 лет. Сегодня хранительница этой уникальной коллекции — его мама, Ирина Михайловна. В будущем году ей исполняется 100 лет… Васильевы — из Москвы. В Ригу перебрались после смерти Сталина — в 1953–м. Тут жила мама Ирины Михайловны — скульптор Ольга Пенерджи. Необычной фамилии, внешности Игорь обязан караимским корням. Среди родственников — табачный король довоенной Латвии, сосланный в 1941–м в Сибирь — Майкапар. Когда родители переехали в Ригу, Игорю было 13 лет. Его способности к ваянию заметили еще в Москве. Фигурки зверей оценил известный российский художник–анималист, скульптор Василий Ватагин. Особенно ему понравился вырубленный в дереве гималайский медведь. Старший наставник много рассказывал об Индии, и у ученика еще тогда зародилась мечта побывать на сказочной земле. Позже она сбудется. В Риге бабушка показала работы внука академику Теодору Залькалну. Того поразили необычные способности подростка, и ему разрешили посещать занятия в Латвийской академии художеств. Как вольнослушателю. Случай, небывалый в истории академии: абитуриент — ученик 7–го класса! Первая работа Игоря, которую увидели рижские любители скульптуры, — бюст Вана Клиберна. С американским пианистом, победителем конкурса им. Чайковского, он познакомился в Московской консерватории. А бюст, выставленный на республиканской экспозиции профессионального искусства, Васильев выполнил еще студентом 3–го курса. …Мы с Ириной Михайловной идем от композиции к композиции, от скульптуры к скульптуре. Василий Ливанов, Арам Хачатурян, Гидон Кремер, Николай Рерих, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Рабиндранат Тагор… В 1975–м сбылась юношеская мечта скульптора — увидеть Индию. Тогда он поехал, как турист, а в 1983–м уже пригласили в Дели — как мастера, любящего и знающего Восток. В своей резиденции принимала сама премьер–министр Индира Ганди, встречался он и со Святославом Рерихом. …Необычен любимый материал, с которым работал скульптор, — красное дерево. Есть композиции в камне, металле, но их немного. — Большинство своих героев Игорь ваял прямо в этой мастерской, — продолжает хозяйка дома. — Вот видите — бюст Василия Ливанова. Он приезжал к нам, когда в Риге снимали "Шерлока Холмса". Жил в домике, во дворе. Бывал и Марис Лиепа. Очень понравился ему наш домашний торт. Гостили драматург Алексей Арбузов, композитор Арам Хачатурян, скрипач Гидон Кремер, шахматистка Нонна Гаприндашвили, балерина Зита Эрса, танцовщик Геннадий Горбанев… — Построили этот дом мы вдвоем с сыном в 1960–м. А в Вецаки стали приезжать еще с середины 1950–х — вначале снимали комнату. У Вецдаугавы, потом — у моря. В 1960–м появился собственный небольшой участок. От мастеров отказались. Они получили аванс и сразу напились. Тогда решили, что без них обойдемся. У Игоря золотые руки. Вон и я сама на крыше, над мастерской, стекловату укладывала, — показывает хозяйка дома. Сколько выдающихся людей побывало в этой мастерской! Я не люблю высокопарных слов, но, оказавшись в этой комнате, чувствуешь энергетику. И тех, кто здесь был, и самого Мастера. Мама вспоминает, что женщины боготворили сына. А у него было мало времени на них, хотя дважды был женат. Как–то позировала в мастерской одна барышня. Очень хотела понравиться скульптуру и все рассказывала про любимого поросенка, который жил у них в доме. И играли с ним, и на кровать он залезал ко всем. В общем, ручной, домашний зверь. А потом, обыденно говорит барышня, мы его зарезали и съели… На этом сеанс был закончен. Васильев больше не мог продолжать работу над образом дамы. Мать рассказывает, что он был трудоголиком. С утра уезжает преподавать в академию, затем возвращается и в мастерскую. Если день жаркий, так еще успевает сбегать искупаться в море. Искусствовед Анда Трейя рассказывала мне, как школьницей приезжала с отцом в Вецаки, на дачу, которая соседствовала с домом Васильева. — День был очень жаркий, и мы удивлялись тому, что все это время во дворе соседнего дома работал высокий красивый человек в комбинезоне. С топором, вырубал скульптуру в дереве. Работал до изнеможения. "Это и есть Игорь Васильев", — сказал потом мне отец. По словам искусствоведа, Васильев был одиноким, замкнутым человеком — черта многих больших художников. Друзей среди "братьев по цеху" у него не было, а вот учеников — много. Они боготворили его. Сегодня их имена в Латвии на слуху: Глеб Пантелеев, Игорь Добычин, Бруно Страутиньш…. — Пластика его скульптур — божий дар. Это как с музыкальным слухом — есть или нет, — говорит искусствовед. Сегодня выясняется, что чуть ли ни каждый второй деятель культуры Латвии в советское время был борцом с режимом, диссидентом. От Джеммы Скулме, которая знакомила с выставками верхушку ЦК КПЛ, до Мары Залите. Васильева современные мемуаристы не называют в списке диссидентов. Но о нем лучше всего свидетельствует такая деталь. В Латвии, по словам Трейи, было 93 памятника Ленину — как ни в одной союзной республике. Многие скульпторы бились за эти заказы, подавали заявки на участие в конкурсах — можно было большие деньги получить. Но он никогда в этом не участвовал. Редко ходил и на посиделки местной секции скульпторов — на ее идеологизированные, муторные заседания. Мастер ушел на пике известности, в 1997 году. Побывал в Израиле, поклонился святым местам и привез непонятную болезнь. — Сгорел за 20 дней, — рассказывает его мама. — Никто не мог понять, в чем дело. Шла кровь отовсюду. Кашляет — с кровью. Порежется — кровь не остановить. Васильеву было 57 лет. Прах сына, по его завещанию, опустили в волны Рижского залива… Имя большого латвийского мастера, к сожалению, сегодня известно лишь искусствоведам и ученикам, а большая часть его работ — в Вецаки — скрыта от глаз посторонних. В прошлом году было создано общество "Вецаки", одна из задач которого — вернуть долг безвременно ушедшему Мастеру: рассказать о его творчестве жителям Латвии и гостям. — Первый небольшой шаг сделан, — рассказывает председатель общества "Вецаки", известный журналист Илона Яхимович. — Вместе с Ильей Дименштейном мы написали книгу "Рижский курорт Вецаки", в которой есть глава об Игоре Васильеве. Но это лишь начало. К маю будущего года, к дню рождения Мастера, хотим выпустить отдельную роскошную книгу о нем, в которой будут воспоминания его близких, учеников. В которой можно будет увидеть фотографии его работ. Сейчас работаем над созданием каталога всех его работ, которые хранятся в его доме в Вецаки. А их свыше ста… Возможно, в недалеком будущем в Вецаки мог бы открыться музей Игоря Васильева. — Это наша мечта, — продолжает Илона. — Рижская дума уже пошла навстречу. Хотим установить и памятник Мастеру. Увековечить память о нем в одной из его работ, которая будет отлита в бронзе. Эта работа должна символизировать природу, море. Подыскиваем достойное место для этого памятника в Вецаки, чтобы оно было общедоступным. Возможно, читатели могли подсказать свои соображения по этому поводу — где они хотели бы видеть такой памятник? Пишите по адресу: ilona@cleancontrol.lv. А возможно, вы могли бы что–то рассказать и о самом скульптуре, встречались с ним, или у вас есть фотографии? Все это очень важно для будущей книги, над которой мы работаем вместе с Ильей. В следующем году Рига станет культурным центром Европы. Город должен соответствовать этому статусу. Что же это за культурная столица Европы, в которой ничего не напоминает о выдающемся скульпторе, который здесь жил и работал, — Игоре Васильеве? И хотелось бы, чтобы заботу о сохранении памяти о нем взяли на себя не только общественники и энтузиасты. ![]() | ||
![]() |
|