Цитата:
Сообщение от Alexandr5 Пуруша - дух. Пракрити - материя. Атман - субъект, "я". |
Пуруша - субъективное.
Пракрита - объективное.
Ишвара - индивидуальное.
Атман - абсолютное.
Если дух объективен - это пракрита. Если субъективен - это пуруша. Если индивидуален - это Ишвара. Если абсолютен - это Атман.
Объективное не имманентно и не трансцендентно. Это заблуждение. Объект имманентен, но не трансцендентен. Он - следствие. Субъективное не трансцендентно, оно имманентно. Это - иллюзия. Субъект трансцендентен, но не имманентен. Он - недеятельная причина. Индивидуальное не трансцендентно, оно имманентно. Это невежество. Индивидуальность и имманентна и транцендентна. Она - деятельный посредник. Кто осознал заблуждение, победил иллюзию и разрушил невежество, тот достиг Атмана - не имманентного и не трансцендентного. Тот в деятельности бездеятелен, а в бездеятельности - деятелен. Атман - это не субъект и не объект, не индивидуальность и не не-индивидуальность, это ТО - в чём исчезают все различия.
Атман, рассматриваемый как следствие, есть пракрити. Атман, рассматриваемый как причина, есть пуруша. Атман, рассматриваемый как посредник, есть ишвара. Атман, рассматриваемый как совокупность трёх - причины, следствия и посредничества, есть Брахман. Атман, рассматриваемый отличным от причины, следствия и посредничества, есть Атман. Различением осознается заблуждение, объединением побеждается иллюзия, тождеством Брахмана и Атмана разрушается неведение.
Вывод:
Пуруша - не дух,
Пракрити - не материя,
Атман - не субъект.
Вывод напрашивающийся:
Кто знает Пурушу как Атмана и Пракрити как Атмана, тот знает самого Атмана. Но кто знает Атмана как Пурушу и Пракрити, тот знает самих Пурушу и Пракрити, но не знает Атмана.