![]() | #4 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() В Большом театре показали «Весну священную» Финского национального балета ![]() На финише международного балетного фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма» прошли гастроли Финского национального балета. В числе прочих балетов гости показали самую первую версию «Весны», поставленную в 1913 году. Финский балет как часть оперного театра существует с 1922 года и издавна поддерживает связи с Россией. В Хельсинки гордятся, что первый спектакль коллектива, «Лебединое озеро», в свое время был первым показом русского балета в Западной Европе. Нынешние гастроли мало связаны с классикой, они щедры на современные одноактные балеты (три от трех хореографов). Венчал эту пирамиду главный герой фестиваля — балет на музыку Стравинского, которому исполнилось 100 лет. Почтенный юбиляр выглядел бодро и молодо: глубинная энергетика хореографии Нижинского никуда не делась. А «косолапые» танцы, которые некогда вызвали возмущение парижской публики, теперь воспринимаются как очевидный этап балетного развития. Утраченный после премьеры спектакль был восстановлен в 80-е годы двумя исследователями — Миллисент Ходсон и Кеннетом Арчером. Они до мелочей воссоздали уникальный для начала XX века танец, в котором, по словам Ходсон, тела танцовщиков словно дробятся на части. «Весна» посвящена языческому славянскому обряду: избранница племени должна быть принесена в жертву, и тогда природа воскреснет после зимней спячки. Сценография Николая Рериха наполнена приметами седой древности: участники балета носят «фольклорные» костюмы с расписными рубахами и лаптями. В разгар ритуальных хороводов (праздник священной весны, символическое «умыкание жен» и воинственные мужские игры) появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Седобородый шаман опускается на колени и целует землю, чтобы мистериальный танец — призыв племени, взывающего к богам, был услышан. «Выплясывание земли» наполнено экстатическими конвульсиями — ноги выбивают полузвериный мерный топот, головы жмутся к шее, а колени завертываются внутрь. Выбранная женщинами жертва начинает смертельную пляску под наблюдением старейшин, покрытых звериными шкурами. Ее агония полна коротких взрывных прыжков, после которых тело тяжко рухнет обратно, в почву. ![]() | ||
![]() |
|