![]() | #8983 | ||
Рег-ция: 20.11.2010 Сообщения: 7,059 Благодарности: 217 Поблагодарили 1,260 раз(а) в 1,007 сообщениях | ![]() Цитата:
цию сознанием. Предмет манипуляции — информация (исторический факт, физическое или юридическое лицо/группа лиц, их позиция, точка зрения или убеждения, одно или несколько связанных между собой явлений/событий/процессов и пр.), которую манипулятор стремится исказить или придать ей ложный смысл. Аесакрализация — лишение понятия, термина, образа, предмета или лица (группы лиц) «святости», непререкаемой положительной оценки высшей степени. Конечный предмет манипуляции — предмет манипуля- ции, исказить значение/смысл которого манипулятор стре- мится, не воздействуя на предмет манипуляции прямо, но через связанный с ним иной предмет. ; Носитель информации — коммуникативное средст- во (газета, телеканал, книга, физическое или юридическое лицо, радиопередача и пр.), с помощью которого до реци- пиента доводится информационная установка манипулято- ра или любая иная информация Объект паразитирования — физическое или юридиче- ское лицо, явление, факт, понятие и пр., нечто, обладающее значительным авторитетом, к которому апеллирует манипу- лятор и использованием авторитета которого стремится ар- гументировать свою информационную установку. Информационный ущерб — информация (о факте, собы- тии, данных и др.), способная разрушить установку манипу- лятора или снизить эффект от манипуляции. Логическое допущение (логическая «натяжка») — ис- пользование манипулятором не однозначно достоверной, а предположительно достоверной информации как одно- значно достоверной. Манипулятор, сообщая, что «это ВОЗ- МОЖНО так», использует данный аргумент как точно за- служивающий доверия. Манипуляционный эффект — успешность или неуспеш- ность конечного результата действий манипулятора. И наконец, необходимо привести основные типы прие- мов манипуляции, которые будут разбираться далее. Подмена понятий. Мозаичность информации («перескок»). Осмеяние символа. Осмеяние как разрушение. Осмеяние как «противоядие» (использование насмешек над серьезной и реальной проблемой с тем, чтобы впослед- ствии выставить эти проблемы несерьезными). 4. Негативизация. Негативизация как разрушение. Косвенная негативизация как разрушение. Негативизация как противоядие «Упреждающий удар» (сообщение о возможных недос- татках с их немедленным опровержением). 5. Оглупление темы разговора. Безальтернативность выбора («иного пути нет»). Ложная альтернатива. Максимальное упрощение темы («кретинизация»). Ассоциативная цепочка («перенос значения»). Паразитирование. Паразитирование на популярных терминах (использо- вание «народных», молодежных, массовых слов, действий и др. коммуникативных элементов). На авторитете («апелляция к авторитету», «свидетель- ство»). На эмоциях (употребление гипертрофированных эмо- циональных оценок и примеров). На рефлексах/желаниях (апеллирование к скрытым же- ланиям) аудитории. На поддержке аудитории/собеседника. На собственном авторитете. «Расхваливание товара» («продажа»). (Рекламирова- ние какого-либо отдельного качества явления, с умолчани- ем об остальных.) Приведенный вывод. Использование допущений в качестве аргументации. Использование мифов (информационно-идеологи- ческих или иных штампов). Эксплуатация существующих мифов. Создание новых мифов. 12. «Троянский конь» (фрагментирование и постепен- ное внедрение необходимой информации между информа- цией нейтральной/истинной). 13. Навешивание ярлыков (обобщение). Отрицательных («демонизация»). Положительных («сияющее обобщение»). Групповых (приписывание группам безоговорочных свойств). 14. Тенденциозный подбор информации. Замалчивание (фактов, обстоятельств и т. д). Уход от обсуждения темы/от доказательств. Забалтывание. Забалтывание через апелляцию к достоверным фактам/ сведение общего к частностям («прицеп»). Лишение оппонента возможности высказывания. Специально подобранная информация. Навязывание необъективной/недостоверной инфор- мации. 15. Использование специфических дезориентирующих терминов. Специальные («лукавые») термины, скрывающие/изме- няющие сущность. «Птичий язык» (использование специально построен- ных фраз, скрывающих реальное положение вещей). 16. Опережение. «Присвоение новости». Самореклама. Логический подлог. Ложь. Ложь прямая (фальсификация информации). Ложь историческая (фальсификация/неверная трактов- ка исторической информации). «Жертвенная корова». Реклама. Искажение сказанного оппонентом, приписывание ему того, что он не говорил. Искажение сказанного/смысла сказанного оппо- нентом. «Бабий аргумент». Искажение смысла/характера поступков/дей- ствий. 22. Втирание в доверие. «Приобщение к аудитории» («да я ж такой же, как и вы все!»). Паразитирование на сопереживании (покаяние). 23. Отключение критического восприятия. Создание атмосферы шоу. Спецэффекты. «Единение с обществом» («фургон с оркестром»). Создание заданной «информационной атмосферы». Навязывание собственного видения вопроса, про- блемы или своего вывода. Информационный повод. Основные группы приемов — негативизация, парази- тирование, тенденциозный подбор информации, искаже- ние сказанного оппонентом и пр. — основаны на схожих подходах к работе с информацией. Различные вариации та- кой работы имеют определенные отличия друг от друга и для удобства понимания читателем различия эти четко, на- сколько возможно, выделены. Это отнюдь не означает, что между приемами имеются четкие границы; различные прие- мы манипуляции сознанием очень часто органически пере- ходят один в другой. Важно не запоминать эти различия, ; понимать основные принципы манипуляции и действий ма нипуляторов. Далее, в тексте книги, упоминая о тех или иных спосо бах манипуляции, мы будем обозначать их соответствующи ми цифрами нашей нумерации: например, 21.1 — будет оз- начать «Искажение сказанного/смысла сказанного оппонен том»; 23.2 — «Спецэффекты», и т.д. Цитата:
__________________ "Они ищут себя, но находят другое состояние сознания. Думая, что нашли себя, они радуются и ничего не делают вовсе." | ||
![]() |
|