Насколько я понимаю, тема взаимоотношения Христа и Антихриста, это тема взаимоотношений архетипов. Следовательно эта тема не может быть снята за один раз. У Юнга архетип Христа соотносится с архетипом Самости:
Цитата:
Са́мость (нем. Selbst — «я», собственная личность) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга, архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека и принципом их объединения. Цитата: Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью... Юнг К.Г. Два эссе по аналитической психологии // CW. Vol. 7. Р. 238 | Символами самости выступают окружность, другие фигуры и образы (напр. буддийская мандала), а также Христос. Цитата: Христос репрезентует архетип самости. Как мы должны помнить богов античности, чтобы оценить психологическую значимость архетипа анимы/анимуса, так и Христос для нас - ближайшая аналогия самости и ее значения. Естественно, речь идет не об искусственно созданной или произвольно полагаемой коллективной ценности, но о чем-то действенном и присутствующем per se, заставляющем ощутить свою действенность, независимо от осознания ее субъектом. Проведенную мной параллель между Христом и самостью надо воспринимать только как психологическую - так же как параллель с рыбой является мифологической. О вторжении в сферу компетенции метафизики, то есть веры, здесь нет и речи. Так, современная психология оказывается перед лицом вопроса, весьма напоминающего тот, что некогда стоял перед алхимиками: является ли самость символом Христа или Христос - символом самости? Данная моя работа подтверждает вторую из альтернатив. Я попытался показать, как традиционный образ Христа концентрирует в себе характеристики архетипа -а именно, архетипа самости. Юнг К. Г. AION // гл.5 Христос, символ самости. | Цитата: Только с пришествием Христа дьявол вступил в мир в своем качестве реального противовеса Богу: - и, как уже упоминалось, в ранних иудео-христианских кругах Сатана считался старшим братом Христа Исследование феноменологии самости - Юнг Карл Гюстав | |
Скорее всего этот архетип вступил в активную фазу исторически не очень давно и ознаменовал собой осознание человеком самого себя как отдельной индивидуальности, а не как части племени. Соответственно вместе с ним появился и Антихрист, как его антипод.
Вопрос этих взаимодействий сложный и неоднозначно решен в настоящее время. Но лежит он в сфере психологии и философии. Я думаю, что Юнг зацепил некоторые основные моменты этой сложной темы, но более адекватное ее раскрытие скорее всего дело будущего...