![]() | #1 | ||
Рег-ция: 19.02.2005 Сообщения: 4 Благодарности: 0 Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях | ![]() Ограничивает ли Бога Его Личностность? http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/t...op/11lichn.htm Ответ: Полемика со сторонниками веры в безличного Бога, часто безрезультатна по той причине, что, используя одинаковые термины, оппоненты наполняют их разными смысловыми значениями. Поэтому прежде всего определим разницу в тех смыслах, которые вкладываются в понятия «личность» людьми, чаще всего использующими этот термин, т.е христианами, психологами и оккультистами. В психологии (1) понятие «личность» используется в двух основных значениях: любой человек обладающий сознанием, и человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Согласно современной психологии, индивидом рождаются, личностью становятся. Понятие «индивид» «указывает на объединение данного человека с человеческим видом» (2), это человек как единичное природное существо, само понятие «индивид» отвечает на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям. Индивидуальность (3) – это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента и т.д. Что психологи вкладывают в понятие «сознания»? Сознание (4) – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективной форме. Личность всегда обладает сознанием. Что говорят о личности оккультисты? Например, Елена Рерих пишет: «…приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием» (5). Оккультизм учит, что индивидуальность есть совокупность духовного опыта человека, приобретаемая им в череде воплощения, которая «наслаивается» на, так называемую «монаду», - этот термин понимается в оккультизме как проявление Единого Космического Начала. Елена Рерих отмечает: «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений» (6). Личность для оккультиста - это «маска», одеваемая на период одного воплощения. Личность - это инструмент для развития индивидуальности. Новое воплощение - новая «маска», поэтому личность в оккультной системе, по своей сути, всегда ограничена, она всегда временна, в отличие от индивидуальности. Свами Вивекананда учил: «Безличный Бог, … - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее, чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма. «Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме того, в бесконечно большем», так и Безличный» (7). Как определяют понятие «личность» православные христиане? В.Н.Лосский писал: «…личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно…Личностная… неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный – все, что может быть выражено… Личность всегда «единственна». Понятие объективирует и собирает. Поэтому только «деконцептуализируемая» отрицанием мысль может говорить о тайне личности, ибо этот ни к какой природе не сводимый «остаток» не может быть определен, но лишь показан. Личное можно «уловить» только в личном общении…подойти к личности – значит проникнуть в мир личный…единственность личности не поддается никакому определению, личность может быть воспринята лишь в ее отношении с другой личностью» ( ![]() К каким выводам мы неизбежно приходим, предположив, что Бог не личен? Священное Писание учит, что Бог есть Любовь (1Ин.4: ![]() Ссылки: 1 - Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон., 1998. С.124. 2 - Там же. С.92. 3 - Там же. С.95. 4 - Там же. С.262. 5 - Письма Елены Рерих, 1929-1938.(Письмо от 31.08.36). В 2-х томах. Белорусский фонд Рерихов; Минск, ПРАМЕБ, 1992 . Т. 2, С. 204. 6 - Письма Елены Рерих, 1932-1955. (Письмо от 27.09.46). Вико. Новосибирск, 1993. С. 502. 7 - Свами Вивекананда. Философия Йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. С.349. 8 - Лосский В.Н. Догматическое богословие. / Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С.215. 9 - Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С.140. 10 - Письма Махатм. Самара, 1993. С. 218. Письмо 57. | ||
![]() |
|