Цитата:
Сообщение от alexsid Цитата: Сообщение от mika_il Я так понимаю, что "материя без формы" есть прадхана древних философов. Но сами древние философы никогда не вели отсчет от этого "периода", они поступали более рационалистично: Цитата: 13. Он – высший Брахма, непреходящий, нерожденный, нетленный, вечный, его исконный образ един, будучи всегда свободным от исчезновения, он незапятнан! 14. Он – все, его исконный образ – явленная и неявленная (первичная материя), он пребывает в образе Пуруши и в образе Калы. | Т.е., если пересказывать их мысль, всегда были и будут предшествующее и настоящее состояния материи, которые происходят от способности к различению времени. Поэтому в п.1 оговорка должна бы быть - такой период был лишь относительно настоящего периода. Но высший Брахма (Пара-Брахман) будучи назван "непреходящим" остается одним и тем же в любом периоде. "Чист ведь Брахман и самотождественнен", - утверждает Кришна, а в самом начале "Бхагавадгиты": "Разве был Я когда-то не бывшим? или ты? или эти владыки?" | Да прадхана. Но прадхана - она же и пракрити. Санкхья-карика говорит это недвусмысленно. А про рациональность скажу так. На текущий момент весь рационализм, который я могу понять из цитаты, заключен в простой идее. Первичный элемент должен быть предельно простым. Единый - это максимально простой что мы можем осознать по аналогии с числовым рядом. Но познать его, как подсказывают, не имеется возможности. А вот уже его аспекты - всегда пожалуйста. Одним из таких аспектов и будет пуруша, который заключает в себе все постоянство единого элемента, второй - пракрити (сплошное непостоянство). Т.е. деление пуруша-пракрити будет второй ступенью от единого. Чего в цитате не увидел, так это про предшествующие состояния. ЗЫ: Кстати, с такой точки зрения, пуруша будет истиной (благодаря своим свойствам: постоянство), а вот пракрити - вполне подходит под великую иллюзию. |
Не получится. Единство (или 1) должно рассматриваться не как уникальность, а как
совокупность. Тогда первоэлементом будет
Хаос. А упорядочить Хаос может только
принцип или Закон. Пуруша и пракрити соотносятся как
принцип и
элемент. Например, элемент воды тоже имеет свой принцип, прописанный в молекулярной формуле.