Цитата:
Сообщение от леся д. Уважаемый mika_il , это не сверчок, а три гностических подхода к пониманию в истоках, откуда и Теософия Е.П.Блаватской. Поскольку Пуруша есть Праджапатис и Прапитамахаш одновременно (ПервоеЖивоеСущество и ПраРодительВсех), о чём в БхагавадГите: *ВаюрЯмоАгнирВарунахШашанках Праджапатис Твам Прапитамахаш ча,- Намо намасТэ (а)сту сахасра-критвам Пунаш ча бхуйоАпи Намо намас Тэ!*, - это о Единосущном, - пытаюсь понять, из какого гностического взгляда Вы исходили, не считая Творца Творцом, попросту говоря. Добавлено через 1 час 56 минут Вы вначале совершенно верно объяснили (именно Вы), что Пуруша - творец гун, исходящих из Единой силы. Тут истина, которую ссылка на философский словарь не дополняет. Больше нравится именно Ваше живое определение. Оно подразумевает дальнейшее развитие и является единым даже для упомянутых трёх Школ. |
Видите ли, я не склонен к признанию идеи Творца, творящего что-либо из ничего. По принципу, утверждаемому Кришной, -
То, что есть, никогда не исчезнет; что не есть - никогда не возникнет. Поэтому Творчество в моем понимании возможно только как
посредничество, как если бы Вы имели уже исходный материал и Вашим посредством он был преобразован в
тварную вещь. С этой точки зрения любая подобная "вещь" будет иметь свою материальную (или "сырьевую", если хотите) причину -
упадану. Но творческим
агентом или
посредником будет выступать при этом
энергия или, скорее,
сила, коли она несет характер воздействующего в упадане. Поэтому Пуруша может быть рассматриваем как причина, а может и не быть - смотря взгляды какой школы Вы разделяете - рациональной, трансцендентальной, умеренной.
Пуруша не творит гуны в моем представлении. Наоборот, говорил я, триединство гун образуют
принцип пуруши или
психический принцип, или
принцип человека. Именно ту же мысль пытается донести определение "Теософского Словаря" - что
человек это
принцип. Это в отношении
эзотерического человека.
"Три гностических подхода" проще было бы объяснить как акцентирование школ на разных
аспектах Единого - на
неразрушимой материи, на
действенной энергии или на
устойчивом принципе. Несомненно, что "ректораты" этих школ учитывают, что
аспект это только часть целого, но само целое включает в себя все свои аспекты. Поэтому нет ничего удивительного, если главы этих школ брали на себя труд разъяснять положения другой школы, особенно, если те приходили к стадии упадка. Как в случае Шанкары. Который учредил
адвайта-веданту, но про которого ЕПБ пишет, что он выполнял миссию сохранения от упадка
буддизма. (Или мне показалось, что она проводила такую мысль.

)