![]() | #105 | ||
Banned | ![]() Как-то я писал на эту тему, после чего был забанен. Теперь же вижу тема стала более толерантна, никого не банят... Поэтому позволю себе повторить фрагмент того, что я писал ранее. Предупреждаю, это мое личное мнение. Оно может кому-то не нравиться, идти в разрез с мнением других. Это ваше право. Я волен и имею право высказать свою точку зрения. Она многими разделяется. Был некий постулат от моих оппонентов: Религия предполагает наличие обрядов и культов, чего нет ни в теософии, ни в Агни Йоге! Сначала было Учение Будды, Кришны, Христа и т.д., а потом все это обросло ритуалами, люди принизили Высокие Истины до своего понимания, потому что выполнять Заветы Великих Учителей в неискаженном виде трудно чрезвычайно. Появились религии, извращения, крестовые походы и пр. И это было не в силу развития духа, а в силу преобладания низших инстинктов человека, и в том числе преобладания интеллекта. Мой ответ: Религия не всегда предполагает наличие обрядов и культов. Например, у многочисленных протестантских течений и сект обряды почти отсутствуют. И однако ж никто не скажет, что эти течения носят светский, научный, философский или этический характер. Не надо ассоциировать понятие религии только с христианством, православием, в котором действительно обряды и культ играют не последнюю роль. Религия понятие более общее. Христианство лишь одна из религий. Мир религий разнообразен. Существуют (или существовали) религии, в которых нет жесткой догматики: индуизм, древнегреческая, древнеримская, древнеславянская и т.д. Существуют религии, в которых нет "священного писания": шаманизм, древнеевропейские религии, средневековые ереси, течения нью-эйдж. Основные черты религии - признание существования сверхъестественных высших сил и установка связи с ними, а также, как следствие, возможность преодоления смерти. Вот этими чертами религия и отличается от науки, искусства, этики и пр. И Агни Йогу с теософией можно с полным правом назвать религиями. Они признают наличие сверхъестественных высших сил? Да. Они предлагают способы связи с ними? Да. У них есть способы преодоления смерти? Да. Как же тогда это не религии?! Они суть религиозные течения по всем дефинициям религии, включая даже те тенденциозные определения, которые дают руководители рериховских организаций (Аблеев, Ключников, Шапошникова и т.д.). Да и может ли быть не религией то, что само себя называет "синтезом всех религий"? Затем вы утверждаете, что ни теософия, ни АЙ обрядов и культов не имеют. И культ, и обряды-ритуалы в теософии и АЙ (буду для краткости обозначать их аббревиатурой ТАЙ) есть. Или, по крайней мере, предполагались изначально (это уже "вина" поздних рериховцев, которые так и не воплотили задуманное ЕИР - видите? а вы все сваливаете на последователей, которые принижают "Высокие Истины", а они даже не все обряды совершают, лентяи этакие). а) Культ Рерихов и Блаватской как давших учение. Есть? Есть. Эти люди особо почитаются, считаются вершинами добродетели и совершенства (по крайней мере, они ставятся выше остальных смертных). Любые попытки критически взглянуть на их личностные черты, характеры, высказывания, взаимоотношения, субъективные оценки, пресекаются и осуждаются, а часто и наказываются (ну чем не культ личностей Сталина и Ленина?). Их биографии и посвященные их творчеству статьи пестрят высокопарными словесами, насыщены пафосом, восхвалениями, громкими эпитетами. б) Культ Махатм, Учителей, так называемой Иерархии, исторических и мифологических личностей и основателей религий, прочих высших духов, в т.ч. Матери Мира. Есть? Есть. В дневниках ЕИР четко говорится о будущем храме, в котором будет совершаться служба Матери Мира (встречается и конкретное словосочетание "культ Матери Мира"). Как следствие - признание существования "темных сил", "Иерархии тьмы". Про культ отдельных представителей рериховского движения упоминать не буду - ясно и так. в) Священный календарь, в котором выделяются некоторые даты как праздники (например, 24 марта и 24 число каждого месяца, день Культуры, дни рождения и дни памяти Рерихов и Блаватской и т.д.). Причем установление праздновать (или почитать) 24 число дается не по произволу ЕИР, а "свыше", как утверждает сама Елена Ивановна. Т.е. определенные даты календаря установлены высшими силами и поэтому священны. Что в эти дни надо делать - знаете сами, в АЙ и письмах все написано. г) Наличие храма высшим силам. Есть? Есть. В дневниках ЕИР подробно описывается его устройство (см. записи от 17.09.1927). Можно возразить: но этого же нет! нет никакого храма! Конечно, храма нет. Но ведь предполагался! И мог быть воплощен, если бы задуманное Рерихами свершилось. И вполне может быть, что многие рериховцы стремятся к воплощению этого замысла. Тем более, в каждом доме рериховца есть уголок, подобие алтаря, посвященного Учителям и основателям ТАЙ: выставлены портреты, иные предметы культа, возжигаются свечки. Чем не "храм на дому"? д) Молитвы и другие воззвания к высшим силам. Есть? Есть. И перечислять не стану. Сами знаете. Впрочем… Да вот хотя бы это: "Запишите молитву будущего храма. - "Именем Хр., Именем Будды, Именем Майтрейи, Именем Магомета, Именем Соломона, Именем Великих Учителей и Пророков, Именем Братства Земного и Небесного примите желаемое вами не во вред и не в убийство, но в постижение Света. Омываю дух Мой чудом подвига и молчанием приму сияние истины". - Потом читается описание жизни Учителей. Затем следует приношение даров. Каждый приносит лучшее, совершенное делом или мыслью. Затем каждый, не имеющий работу, получает ее. Заканчиваем музыкой и кратким напутствием почерпнуть мужество в духе. После избранные братья произведут выбор даров. Часть их останется в хранилище, остальные раздаются народу. Относительно изобретений права остаются за автором. Дар художника принимается по согласию духовного голоса. Также последнее решение утверждается знаком духа. Разногласие уничтожается знаком свыше. В случае Моего присутствия решаю Я. Ур. понимает значение издания легенд. Уже имеете свое издательство. Можно начать книгу Рем. Ник. притчи. Легенды Будды тоже можно напечатать. Родная Ур., делай, как дух знает - не ошибешься. Будет ли служба Матери Мира? Ей будет особая служба и красивая служба каждое 24-е число. - Наше число” (Дн. ЕИР 26.02.24, а также частично в АЙ). Или вот еще: "Запиши служение Матери Мира. "Покровом Твоим сокрыта Тайна Вселенной. Луч Твой Серафимы поют. Луч Твой Миру светильник. Поют дети Имя Твое! Укрываешь Нам явление Имени. Народы бесчисленно взывают к Тебе и лучшее Имя приносят. Небесные созвучия призывают Тебя! Белые сестры на белой горе подымем Образ Матери незримый! Кто увидит Тебя? Но свет Твой проникает в сердца Наши и радуга одевает глаза Тебя ищущие. Радость идет за Тобою, Матерь Мира!" - После чтение жизнеописаний пророчиц и подвижниц с цветами и музыкой. У входа лики мучениц Нового и Старого Завета. Русские женщины приносят работы тканые и особо работы появления новой жизни при участии женщин. Устроение женщин по Государственной линии. Чутье женщин подскажет, как украсить цветами храм. Музыка и хор женщин. По началу года Служение Великому Духу" (Дн. ЕИР 28.02.24). Вот вам и культ, вот вам и молитвы, вот вам и обряды со службами и дарами, вот вам и священные даты! "Все в одном флаконе". е) Наличие священных предметов и символов. Есть? Есть. Картины Рериха не рекомендуется копировать и делать с них репродукции, потому что теряется изначальная "энергетика". Т.е. картины Рериха есть нечто большее, чем обычные картины. Священный камень Чинтамани, якобы метеорит, упавший из созвездия Ориона. Кольца, танки, платки, монеты, ларцы… Знак Знамени Мира как крест у христиан. Изначально должен был использоваться для обозначения охраняемых объектов культуры, а стал товарным знаком и символом рериховского движения вообще. Причем этот знак тоже почитается. Про терафимы, время и порядок их изготовления и почитания сами знаете. ж) Наличие "священного писания". Есть? Есть. Многотомные "АЙ", "ГАЙ", письма, "ТД", "РИ" и остальные составляющие корпуса "священных текстов". Почти все из них считаются полученными путем откровения свыше, от Учителей. Тексты почитаются, изучаются, обильно цитируются по любому поводу, делаются тематические сборники (типа цитатников Мао Цзэдуна или вкраплений высказываний Ленина и Маркса в предисловиях к любой книжке советского периода), вплоть до "Молитвослова Агни Йоги". Да и как создавалось учение ТАЙ? Экспериментами? Наблюдениями? Моделированием? Анализом уже имеющихся результатов, полученных другими? Постановкой гипотез для объяснений явлений и отсеиванием их? Математическо-логическим аппаратом? Или оно получалось посредство откровения свыше? Вот и делайте вывод: ТАЙ это наука или религия? з) "Священная история". Есть? Есть. Как и в любой другой религии. Зачастую представляет собой смесь авторских или уже существующих мифов и легенд. В основном, расходится с известной нам историей (а также другими естественными, гуманитарными и точными науками), зачастую противопоставляется ей. и) Эсхатология, т.е. учение о конце света (или неких катаклизмах, которые совершаются с некоторой периодичностью и приводят к полному обновлению мира). Есть? Есть. Можно, я не буду приводить многочисленные цитаты из писем ЕИР о грядущих катастрофах, взрывах Земли, прибытии некой планеты-кометы-звезды, которая преобразует мир? Там есть и конкретные сроки, которые так и не оправдались (любители нагнетать страху оправдывают эти указания: либо тем, что в них говорится о событиях "на тонких планах", которые ну никак не проявляются в нашем "толстом" мире, либо тем, что сроки точно не установлены и постоянно отодвигаются - тут, как говорится, либо эмир помрет, либо ишак сдохнет; помните такую притчу из жизни Насреддина?). к) Черно-белое восприятие мира. Есть? Есть. Постоянный поиск врагов, предателей, клеветников… Борьба за "чистоту учения", в "защиту имени и наследия", за сознательное сокрытие неугодной информации. Отгораживание от мира, но вместе с этим постоянный прозелитизм. л) Наличие "ступеней посвящения", "эзотерического разрыва". Есть? Есть. Многие сведения необходимо скрывать от непосвященных или новичков. Якобы они опасные (ни одного описания как самому сделать ядерную бомбу в текстах ЕПБ и ЕИР я не нашел). Многие термины понимаются иначе, нежели принято в обществе. Наличие собственной кодировки, затрудняющей общение между рериховцами и остальными. Итак, есть культы отдельных личностей и неких высших существ, есть определенные ритуалы и обряды, священный календарь, священные и почитаемые предметы, есть устоявшаяся догматика, выраженная в священных текстах… Ну так что? Какой вывод можно сделать из перечисленного? Только один. По всем параметрам теософия и Агни Йога являются религиозными течениями не зависимо от того, как считают сами приверженцы ТАЙ. А среди них так и нет согласия. Многие соглашаются, что это религия. Другие обижаются и возмущаются (как видим, не справедливо). Но ничего обидного в том, что ТАЙ религия, нет и быть не должно. Христиане же не обижаются, когда христианство называют религией. Почему же обижаются теософы и рериховцы? Давайте называть вещи своими именами. Несомненно, ТАЙ включают элементы и науки, и философии. Но их там исчезающее мало. Ровно такой же процент, как и в любой другой религии. | ||
![]() |
|