03.12.2010, 20:25 | #79 |
Рег-ция: 07.11.2010 Сообщения: 109 Благодарности: 0 Поблагодарили 3 раз(а) в 3 сообщениях | Ответ: Общественное бытие и общественное сознание – Что первично? Цитата: Сообщение от Восток Но вот пришли сытые семидесятые, борьба подменилась бытиём и совковостью и оказалось, что для толпы оказались важнее химеры материального бытия. Результат налицо. Так? | Данное высказывание показывает наше с Вами различное понимание понятия «бытие». В определении, предложенном марксизмом и предлагаемом мной, для его использования в рамках настоящей дискуссии, бытие – это, прежде всего, то, что выражается в отношениях между людьми в процессе производства, как определяющие в дальнейшем, в том числе и их отношение к вещам. В вашем варианте – это отношение людей к вещам. Что, безусловно, также указывает на уровень их сознания, но, что называется, в снятом виде. Т.е. отношение людей к вещам есть производная от их отношений в процессе производства, или производная от уровня их сознания, в зависимости от того с какой стороны на данный вопрос посмотреть. Отношение к вещам можно изменить, либо путем изменения отношений в процессе производства, либо за счет изменения сознания человека. По сути дела наша с вами задача в том и заключается – ответить на два вопроса: 1) В связи с тем, что вопрос о возможности изменения сознания, через Культуру, для нас не стоит – мы оба на него отвечаем положительно, нам остается ответить на вопрос о возможности изменения сознания человека путем изменения его отношений с людьми в процессе его трудовой деятельности; 2) Если мы оба на него ответим положительно, то вторым вопросом будет вопрос об определении факторов, которые бы позволили установить наиболее целесообразный способ стимулирования изменения сознания. Т.е. нужно будет ответить на вопрос: при каких условиях целесообразно и более эффективно стимулировать изменение сознания через изменение отношений человека в сфере производства, а при каких - путем воздействия на сознание человека через инструменты Культуры? Предлагаю пока ограничиться первым вопросом. |
| |