Цитата:
Сообщение от Тартар С моей стороны было бы крайне нелепо утверждать 2 вещи: 1. Наличие масонства в России во 2-ой половине 18 в. - 1-ой четверти 19 в.; 2. Невероятную его популярность и масштаб охвата представителей российсского высшего общества. Поэтому ни первое, ни второе я делать не намерен. ..... |
Не намерены "утверждать" существование масонства и его популярность именно в эти промежутки времени ? Но на другие промежутки согласны, - это уже продвижение Вашего сознания, Тартар. Однако это Ваше полагание никак не меняет существа дела.
Да Вы и сами соглашаетесь чуть дальше, что :
Цитата:
Однако эта странная огромность как по чилу масонских лож, так и по количеству братьев, их составляющих, внимательного исследователя должна бы сразу же насторожить: а в самом ли масонстве причина такой его популярности, или за этим лежит нечто иное? |
И в масонстве - причина, в притягательности его доктрин, и в состоянии российского общества той поры. Чтобы масонство получило широкое распространение, каким оно стало впоследствии, должны были определиться две вещи, на мой взгляд, а именно : образование первой интеллигенции и искус, через который предстояло пройти её представителям, своего рода потрясение. Этим искусом стало "вольтерианство" с лёгкой руки привнесённое в российское общество Екатериной. Утрата душевной цельности - импульс к поискам Истины. Так было всегда, касается это человека или общества.Осознание общественной опасности и борьбы с "развращающим"влиянием вольтерианства послужило той почвой, которая породила множество кружков просвещённых людей того времени, главным движителем которых было масонство. Вы не знали этого?
Вы правы в одном:
Цитата:
Например, не будь масонства и помощи братьев, возможно, Новиков никогда бы не смог организовать свои типографии |
Просвещение народа всегда входило в задачу братств. Это - внешняя и видимая часть айсберга деятельности этих Братьев.
Цитата:
И в этом смысле, даже будучи христианином и, естественно, противником масонства как такового, я готов признать его положительное значение в истории России. |
Хорошо уже и это., - признавать. Плохо другое - быть противником, не разобравшись в сути процесса. Тогда вот это Вам не доступно вообще:
Цитата:
Но вопрос в другом: насколько глубоко в русском масонстве проявился собственно масонский, а не просветительский элемент (алхимия, каббала, магия чисел и т.д.). И тут я буду утверждать, что это влияние было крайне поверхностным. .. |
Быть противником - значит не быть принятым в сокровенную суть процесса, в данном случае - масонства. Что в таком случае, Вы можете знать? А уж тем более судить? "По вере даётся" - слышали эту формулировку?
Цитата:
Были ли среди русских масонов братья, с головой погруженные в разгадывание "тайны масонской". Безусловно, были. Но это единицы, не составившие массы и не породившие уникальных проявлений. К сожалению (вернее, к счастью), российское масонство не вырастило ни своего Бёме, ни своего Сен-Мартена. Зато у нас были Пушкин, Грибоедов и т.д. |
Откуда Вам это известно, из каких "кругов"? И почему к "счастью"? Явление Сен-Мартена - явление уникальное. Мартинисты были представлены очень широко в среде московских розенкрейцеров.
Кто такой был Пушкин, Вы знаете? Почитайте внимательней его произведения, и Вам многое откроется. Для этого не обязательно быть Бёме, уважаемый Тартар.
