Старый 28.08.2004, 14:22   #153
Вэл
 
Рег-ция: 13.12.2003
Сообщения: 1,968
Благодарности: 0
Поблагодарили 46 раз(а) в 46 сообщениях
По умолчанию

Извлечено из "Чже Цонкапа, БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ, (Ламрим-ченмо), Том I
Цитата:
...
(б) Культивирование шести восприятий

Восприятие себя как больного

Во "Введении в Практику" (II, 54) сказано:

"Когда, заболев и обычной болезнью,
последовать должен советам врача, -
то что говорить, коль хронически болен
желаньем и сотнею прочих страстей".

То есть [мы] постоянно болеем долгой, трудноизлечимой болезнью,причиняющей страшные страдания, - привязанностью и прочими страстями;необходимо осознать это.

Устами Камапы:

"Если не [чувствуешь себя] по-настоящему больным, созерцаниенеправильно. Мы вовсе не осознаем, что тяжко болеем, зараженныестрашной хронической болезнью трех "ядов"*83.


Восприятие проповедующего как врача

Если тяжко занемог болезнями пневмы, желчи и т.д.*84, ищешь искусноговрача. Когда находишь, - очень радуешься, слушаешь его советы,почтительно угождаешь. Так же следует искать Благого Друга - УчителяДхармы; найдя, исполнять его указания, не бременем, а украшениемсчитая их и почтительно служа ему. Ибо сказано в "Собрании драгоценныхдостоинств" (XXII, 1):

"Итак, тот мудрый, кто имеет устремленье
к святому Пробужденью, пусть тотчас
подавит гордость - и защите Друга
Духовного вверяется, - как те,
кто, заболев, врачу для исцеленья
себя на попеченье отдают".


Восприятие наставлений как лекарства

Подобно тому, как больной ценит составленное врачом лекарство, следуетосознать важность инструкций и наставлений проповедующего и чтить ихпостоянно, не забывая и не утрачивая.


Восприятие [своего] прилежания как лечения

Осознав, что не вылечится, ежели не будет пить лекарство, больной пьетего. Так и [мы]: осознав, что не сумеем победить привязанность ипрочее, если не будем исполнять наставлений, - должны усердно ихпрактиковать, а не накапливать теоретические знания без всякогоприменения.

Но, [например], прокаженный, приложив раз-другой лекарство кпораженным рукам и ногам, ничего не изменит. Так и нам, зараженным сбезначальных [времен] опасной болезнью клеш, недостаточно раз-другойпопрактиковать что-то из наставлений; надо проницательно исследоватьвсе без исключения части пути и осваивать их с [непрерывным], кактечение реки, усилием.

Об этом говорит великий учитель Чандрагомин во "Хвале покаянию" (41):

"Наш ум здесь постоянно омрачен
и с незапамятных времен [страстями] болен.
А если прокаженный лишь порою
лекарством тело смажет, - что за прок?!"

Поэтому, очень важно воспринимать себя больным. Есть это [восприятие]- возникнут и остальные. А если оно есть только на словах, останемсяслушателями, не применяющими наставлений для уничтожения клеш. Такуподобимся больному, который, найдя врача, не пьет лекарство, а отдаетвсе силы лишь составлению лекарств и, конечно, от болезни неизбавляется.

В "Царе самадхи" (IX, 45, 46) говорится:

"Те, кто страдает от разных болезней,
не избавляясь от них много лет,
чтоб излечиться, доктора ищут -
ведь очень долго изводит их хворь.
Когда после множества поисков встретят
умелого, знающего врача
и доктор, являя свое милосердье,
"Вот эти лекарства вам дам", - говорит,
то, если они получают так много
прекрасных, редчайших лекарств, а затем
не пьют исцеляющие лекарства,
то доктор не будет виновен ни в чем,
и также лекарства ни в чем не повинны,
лишь сами больные виною всему.
Вот так и с людьми, посвященными в Дхарму, -
про Силы, Способности*85, Дхьяны узнав,
когда не усердствуют в их освоении
и не стараются их испытать, -
то как же сумеют уйти от страданья?"

И еще (IV, 24):

"Хоть в Ученье превосходном наставляю я сейчас,
если ты, его прослушав, не начнешь практиковать, -
уподобишься больному, что с мешком лекарств в руках
не способен излечиться от недуга своего".

И во "Введении в Практику" (V, 109) сказано:

"Все это исполнять на деле буду -
что толку от пустых речей?!
Больных избавит от болезни разве
одно лишь чтение про методы леченья?!"

Поэтому, как сказано: "Воспринимайте прилежание как лечение болезни"."Прилежание" - это практическое исполнение наставлений Друга оприемлемом и неприемлемом.

Чтобы практиковать, надо знать, что [практиковать]. Отсюда инеобходимость слушать, необходимость черпать знания из слушания.Поэтому весьма существенно каждый раз, соразмерно способностям,вводить в практику то, что выслушано.

Об этом говорится и в "Разделе о слушании":

"Кто много слушает, но нравственно нестоек,
тому позор, и знания его ущербны.
Кто мало слушает, но держится морали,
тот славен, ибо нравственен, и в знаньях совершенен.
Кто мало слушает и нравственно нестоек,
тому двойной позор, и в практике он слаб.
Кто много слушает и держится морали,
тому двойная слава - совершенства
он в практике Учения достиг".

И еще:

"Кто внимает Дхарме, что изложена прекрасно,
постигает суть ее и даже суть самадхи,
но из-за беспечности дурное допускает, -
многой не имеет пользы слушанья и знаний.
Кто внимает с радостью Учению Святого*86,
действует согласно с ним как телом, так и речью,
кто хранит терпение, обуздывает чувства,
радует друзей, - тот переходит
за пределы слушанья и знаний".

И в "Побуждении к искренности" сказано:

""Практиковал я в жизни худо! Что делать мне теперь?!" -
так мается глупец в час смерти, терзается душой.
Страдает, ибо не проникнул в Ученья глубину.
- Вот каково есть зло пустого пристрастия к речам".

Далее:

"Уподобляешься зеваке из толпы,
кто тщится [подражать] танцору, или
рассказчику о доблестях какого-то героя,
а собственное прилежание теряешь, -
вот зло пристрастия к речам".

И еще:

"Сок сахарного тростника отнюдь не в кожуре,
но сахарная его сладость находится внутри.
И человек, жуя кожурки, не может смаковать
вкус тростниковой патоки приятный.

И речи - та же кожура.
Обдумывание смысла - сам сок сладчайший.
Так, к речам пристрастие отбросив,
вы будьте бдительны. Всегда
над смыслом размышляйте".
....
:-)
Вэл вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх