Рег-ция: 13.12.2003 Сообщения: 1,968 Благодарности: 0 Поблагодарили 46 раз(а) в 46 сообщениях | Извлечено из "Чже Цонкапа, БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ, (Ламрим-ченмо), Том I Цитата: ... (б) Культивирование шести восприятий Восприятие себя как больного Во "Введении в Практику" (II, 54) сказано: "Когда, заболев и обычной болезнью, последовать должен советам врача, - то что говорить, коль хронически болен желаньем и сотнею прочих страстей". То есть [мы] постоянно болеем долгой, трудноизлечимой болезнью,причиняющей страшные страдания, - привязанностью и прочими страстями;необходимо осознать это. Устами Камапы: "Если не [чувствуешь себя] по-настоящему больным, созерцаниенеправильно. Мы вовсе не осознаем, что тяжко болеем, зараженныестрашной хронической болезнью трех "ядов"*83. Восприятие проповедующего как врача Если тяжко занемог болезнями пневмы, желчи и т.д.*84, ищешь искусноговрача. Когда находишь, - очень радуешься, слушаешь его советы,почтительно угождаешь. Так же следует искать Благого Друга - УчителяДхармы; найдя, исполнять его указания, не бременем, а украшениемсчитая их и почтительно служа ему. Ибо сказано в "Собрании драгоценныхдостоинств" (XXII, 1): "Итак, тот мудрый, кто имеет устремленье к святому Пробужденью, пусть тотчас подавит гордость - и защите Друга Духовного вверяется, - как те, кто, заболев, врачу для исцеленья себя на попеченье отдают". Восприятие наставлений как лекарства Подобно тому, как больной ценит составленное врачом лекарство, следуетосознать важность инструкций и наставлений проповедующего и чтить ихпостоянно, не забывая и не утрачивая. Восприятие [своего] прилежания как лечения Осознав, что не вылечится, ежели не будет пить лекарство, больной пьетего. Так и [мы]: осознав, что не сумеем победить привязанность ипрочее, если не будем исполнять наставлений, - должны усердно ихпрактиковать, а не накапливать теоретические знания без всякогоприменения. Но, [например], прокаженный, приложив раз-другой лекарство кпораженным рукам и ногам, ничего не изменит. Так и нам, зараженным сбезначальных [времен] опасной болезнью клеш, недостаточно раз-другойпопрактиковать что-то из наставлений; надо проницательно исследоватьвсе без исключения части пути и осваивать их с [непрерывным], кактечение реки, усилием. Об этом говорит великий учитель Чандрагомин во "Хвале покаянию" (41): "Наш ум здесь постоянно омрачен и с незапамятных времен [страстями] болен. А если прокаженный лишь порою лекарством тело смажет, - что за прок?!" Поэтому, очень важно воспринимать себя больным. Есть это [восприятие]- возникнут и остальные. А если оно есть только на словах, останемсяслушателями, не применяющими наставлений для уничтожения клеш. Такуподобимся больному, который, найдя врача, не пьет лекарство, а отдаетвсе силы лишь составлению лекарств и, конечно, от болезни неизбавляется. В "Царе самадхи" (IX, 45, 46) говорится: "Те, кто страдает от разных болезней, не избавляясь от них много лет, чтоб излечиться, доктора ищут - ведь очень долго изводит их хворь. Когда после множества поисков встретят умелого, знающего врача и доктор, являя свое милосердье, "Вот эти лекарства вам дам", - говорит, то, если они получают так много прекрасных, редчайших лекарств, а затем не пьют исцеляющие лекарства, то доктор не будет виновен ни в чем, и также лекарства ни в чем не повинны, лишь сами больные виною всему. Вот так и с людьми, посвященными в Дхарму, - про Силы, Способности*85, Дхьяны узнав, когда не усердствуют в их освоении и не стараются их испытать, - то как же сумеют уйти от страданья?" И еще (IV, 24): "Хоть в Ученье превосходном наставляю я сейчас, если ты, его прослушав, не начнешь практиковать, - уподобишься больному, что с мешком лекарств в руках не способен излечиться от недуга своего". И во "Введении в Практику" (V, 109) сказано: "Все это исполнять на деле буду - что толку от пустых речей?! Больных избавит от болезни разве одно лишь чтение про методы леченья?!" Поэтому, как сказано: "Воспринимайте прилежание как лечение болезни"."Прилежание" - это практическое исполнение наставлений Друга оприемлемом и неприемлемом. Чтобы практиковать, надо знать, что [практиковать]. Отсюда инеобходимость слушать, необходимость черпать знания из слушания.Поэтому весьма существенно каждый раз, соразмерно способностям,вводить в практику то, что выслушано. Об этом говорится и в "Разделе о слушании": "Кто много слушает, но нравственно нестоек, тому позор, и знания его ущербны. Кто мало слушает, но держится морали, тот славен, ибо нравственен, и в знаньях совершенен. Кто мало слушает и нравственно нестоек, тому двойной позор, и в практике он слаб. Кто много слушает и держится морали, тому двойная слава - совершенства он в практике Учения достиг". И еще: "Кто внимает Дхарме, что изложена прекрасно, постигает суть ее и даже суть самадхи, но из-за беспечности дурное допускает, - многой не имеет пользы слушанья и знаний. Кто внимает с радостью Учению Святого*86, действует согласно с ним как телом, так и речью, кто хранит терпение, обуздывает чувства, радует друзей, - тот переходит за пределы слушанья и знаний". И в "Побуждении к искренности" сказано: ""Практиковал я в жизни худо! Что делать мне теперь?!" - так мается глупец в час смерти, терзается душой. Страдает, ибо не проникнул в Ученья глубину. - Вот каково есть зло пустого пристрастия к речам". Далее: "Уподобляешься зеваке из толпы, кто тщится [подражать] танцору, или рассказчику о доблестях какого-то героя, а собственное прилежание теряешь, - вот зло пристрастия к речам". И еще: "Сок сахарного тростника отнюдь не в кожуре, но сахарная его сладость находится внутри. И человек, жуя кожурки, не может смаковать вкус тростниковой патоки приятный. И речи - та же кожура. Обдумывание смысла - сам сок сладчайший. Так, к речам пристрастие отбросив, вы будьте бдительны. Всегда над смыслом размышляйте". .... | :-) |