![]() | #198 | ||
Рег-ция: 10.12.2003 Адрес: Алтай Сообщения: 3,964 Благодарности: 28 Поблагодарили 1,506 раз(а) в 870 сообщениях | ![]() Suny, поразительно, как мы с вами второй раз синхронно срабатываем. Пусть простит меня Сергей (migrant), но я выложу некоторые тезисы, которые сделала сегодня по работе Свами Вивеканады «Афоризмы Патанджали». Там много интересных моментов познавательного характера, подводящих к понятию "медитация". Это не цитаты, но близко к тексту. 1. Наш ум, читта, подобен озеру. Подлинная суть человека, находящаяся за пределами ума, подобна дну озера. Наши реакции, возникающие от соприкосновения с сигналами извне, вритти, подобны волнам, ряби на поверхности озера. 2. Инструмент под названием «ум» черпает из неиссякаемых природных запасов толику энергии, вбирает ее в себя и излучает в виде мысли. Но мыслящим является не сам ум, а то, что стоит за ним; ум лишь посредник, с помощью которого воспринимается внешний мир. 3. Читта постоянно стремится вернуться к своей природной чистоте, но органы чувств будоражат ее. 4. Как только улеглись волны, сквозь озерную гладь нам видно дно. Точно так же, когда ум спокоен (в период сосредоточения), мы понимаем нашу собственную суть, мы не отождествляем себя с чем-либо, а остаемся собой. 5. Вне периода сосредоточения наблюдатель отождествляет себя с модификациями ума. Например: меня выбранили, в моем уме возникает вритти, я отождествляю себя с возникшим состоянием, и в результате я несчастен. 6. После того как уляжется рябь, на поверхности озера остается след, впечатление, самскара. 7. С течением времени самскары становятся латентными, но они есть и при соответствующем побуждении обнаруживают себя. 8. Когда ум накапливает большое количество самскар, они, соединяясь, образуют привычку. 9. Наш характер — слагаемое всех следов от волн, пробежавших по уму, и формируется в зависимости от того, какие следы преобладают. Характер — это повторение привычных действий, значит, повторением других действий его можно изменить. 10. Что такое упражнение? Это стремление не дать уму разбежаться кругами, это постоянная борьба за полное обуздание вритти. 11. Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума. 12. Самообладание не приходит сразу, к нему нужно долго и настойчиво стремиться. 13. Достижением будет освобождение от привязанностей. 14. Объектами медитации могут быть внешние элементы мироздания в их грубой форме. Мы как бы вопрошаем элементы, чтобы вместе со знанием о себе они дали и власть над собой (знание — сила; и, познавая, мы обретаем власть над познанным). Однако обладание властью не приводит к освобождению: власть — это все то же стремление к удовлетворению желаний. Объектами медитации могут быть тонкие элементы. Когда объектом медитации становится сам ум, когда медитация набирает зрелость и глубину, когда перестают замечаться грубые и тонкие элементы, остается только саттвическое состояние «эго». При концентрации с сохранением сознания ум может только успокоить волны читты, обуздать их, но волны в форме тенденции все равно остаются. Придет время, и эти тенденции (или семена) сделаются новыми волнами. Когда же стерты и тенденции, чуть ли не сам ум стерт, в уме больше нет семян, из которых он может вырастить новые ростки жизни, таящие в себе нескончаемую смену рождений и смертей. В этом состоянии человеку открывается, что он не был рожден и не умрет, что он не пришел и не уйдет, что движется не он, а природа, которая отразилась в его душе, что постоянно изменяющиеся в результате движения читты формы — это не мы. 15. Когда человек с неуспокоенным умом желает заняться упражнениями йоги (медитациями), но сомневается в их действенности, ему следует прибегнуть к этим способам, ибо по истечении некоторого времени у него появляются необычные чувственные восприятия, которые рассеивают сомнения и помогают обрести настойчивость. 16. Медитация о Сияющем Свете, свободном от всех скорбей. Представьте себе лотос сердца лепестками вниз и сушумну, проходящую сквозь него. Вдохните и на медленном выдохе представьте, что лотос обращается лепестками кверху, а внутри него сияет Свет. Медитируйте о Свете. 17. Медитация о сердце, которое отрешилось от привязанности к миру чувств. Изберите человека святой жизни, человека, перед которым вы преклоняется, святого, отрекшегося от всех привязанностей, сосредоточьтесь на нем, и это успокоит ваш ум. Можете сосредоточиться на любом проявлении святости, которое вам по душе. 18. Медитация о чем угодно, что представляется добрым. Здесь исключается только зло. Можете сосредоточиться на том, что вам нравится, — на полюбившемся пейзаже, на месте, где вам хорошо, на мысли, которая вам по душе, на чем угодно, что поможет вам сосредоточиться. 19. Ум, упражняясь, привыкает проникать как в самое малое, так и в самое большое, а это успокаивает волны ума. 20. Человек, вритти которого стали бессильными (контролируемыми), достигает концентрированности воспринимающего («Я»), инструмента восприятия (ум) и вопринимаемого (внешние объекты), а сам подобен кристаллу. 21. Человек наделен способностью и силой выхода за пределы собственного интеллекта. Упражнения йоги пробуждают в нем эту способность, человек выходит за обычные рамки разума и непосредственно воспринимает то, что за пределами всякого разума. 22. Сверхсознания можно достичь только сосредоточением. Сосредоточению ума мешают впечатления, или следы прошлого, самскары. Стоит нам попытаться сосредоточиться, как наши мысли начинают разбредаться. Мы пытаемся подавить мешающие самскары, но они бесчисленны и противодействуют с полной силой. Но в конце концов повторяющееся сосредоточение оставляет столь глубокий след, что другие отпечатки перестают воздействовать на нас. 23. Волны читты, поднимаясь, закрывают от нас Душу, и мы воспринимаем лишь ее блики на волнах. Наша же конечная цель — непосредственное восприятие самой Души. | ||
![]() |
|