![]() | #89 | ||
Рег-ция: 11.05.2009 Сообщения: 179 Благодарности: 0 Поблагодарили 10 раз(а) в 10 сообщениях | ![]() Цитата:
Статья аргументированная, поэтому заслуживает внимания. Основные тезисы статьи разделяются исследователями: 1. Бруно был не ученым, а мыслителем. 2. Его утверждения о множественности миров и т.п. не опирались на факты, а были догадками (или "гипотезами", как пишет автор статьи), не имеющими научной ценности. 3. Его судили и сожгли не за проповедь коперниковской системы гелиоцентризма, а за еретические взгляды и их активную проповедь. В статье есть три существенных ошибки: 1. Утверждается, что "инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение". Насчет осуждения инквизицией верно, но для исполнения приговора его передали в руки светских властей, что было обычной практикой в те времена. 2. Автор путает насчет отношения католической церкви к труду и идеям Коперника и неправ, утверждая, что "коперникианские идеи... также были включены в число обвинений". Факты таковы. При жизни Бруно идеи Коперника критиковались некоторыми церковниками, но не были официально запрещены. В марте 1616 г. (через 16 лет после казни Бруно) церковь наконец включила труд Коперника в Индекс запрещенных книг, но условно, до тех пор, пока он не будет исправлен в соответствии с доктринами церкви. Такие исправления были сделаны (было изменено или опущено всего 9 предложений), и в 1620 г. исправленное издание было разрешено. Запрет на нецензурированное издание оставался в силе до 1835 г., когда оно было исключено из Индекса. "Thus, in 1600 there was no official Catholic position on the Copernican system, and it was certainly not a heresy. When Giordano Bruno (1548-1600) was burned at the stake as a heretic, it had nothing to do with his writings in support of Copernican cosmology". Станфордская энциклопедия философии, http://plato.stanford.edu/entries/copernicus/ ("Таким образом, в 1600 г. католическая церковь не имела официальной позиции по отношению к системе Коперника, и она безусловно не была ересью. Когда Джордано Бруно (1548-1600) был сожжен на костре как еретик, это не имело никакого отношения к его работам в защиту коперниковской космологии".) 3. Автор утверждает, что "Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и – косвенным образом – на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля". Не уверен насчет философии, но насчет науки не подтверждается фактами. Философские и методологические основы новой науки заложил Ф.Бэкон, а ее основоположниками были такие фигуры, как Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон. | ||
![]() |
|