Цитата:
Сообщение от Восток Можно пожалуй весьма точно ответить - Относительно Вашей подачи - НЕТ. Вообще в восточной философии в данном случае поиска(да и вообще относительно подобных поисков) точных определений на плане относительных, условных и конкретизирующих понятий и пониманий Божественного - есть очень соответствующий и адекватный ответ - не то, не то. (нети, нети.) Возможно ли не условно загнать Божественность бытия в рамки определяющих понятий. Ну а если данный взгляд как принцип размышления принят, то тогда на ваш вопрос можно ответить несомненно - ДА. Тут из сложностей трансцедентной метафизики хотелось бы выйти к простым и весьма насущно конкретным алгоритмам    , Ну хотя бы в виде небольшого стиха: Цитата: Хитрый, как комар осенней тундры, В чум скользнул и отустив поклон, Старику сказал - послушай, мудрый! Я поймал птенца - живой ли он? Усмехался - выдумкой доволен - Скажет жив - сожму слегка кулак... Скажет мёртв - пущу птенца на волю То-то старый попадёт в просак Люди победителей не судят.... А старик коснулся плоских скул, И сказал - Как хочешь, так и будет... И на парня пристально взглянул | |
Говоря без аллегорий, на мой весьма «насущно-конкретный» вопрос: «Является ли пантеистическим теософский вгляд на мир?» – ваш ответ: «ни то, ни сё». Принимается, Ваше право.
Что касается Вашего пассажа о том, что «в восточной философии ... точных определений на плане относительных, условных и конкретизирующих понятий и пониманий Божественного», то позвольте не согласиться.
Философская мысль Индии обладает очень высокой культурой размышлений (именно размышлений, с соответствующими ментальными процедурами, позволяющими этой мысли оставаться корректной) о Боге. Приведу маленький фрагмент из Упанишад: «Как все спицы заключены в оси и ободе колеса, точно таким же образом все существа и все боги, все миры и все органы содержаться в этом Я. Это то древнее дерево, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это сияющий Брахман, бессмертный, все миры содержатся в нем и ни один не уходит за его пределы».
Вы считаете, что составители Упанишад выразились как-то неопределенно о Боге? Лично я все понял, причем вполне «насущно-конкретно».