Старый 03.06.2008, 20:02   #4
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,904
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,988
Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях
По умолчанию Ответ: «Думы претворятся в явь…»



На севере от Кулу, «где прошёл сам Будда, сияет вечно белая вершина “Гуру-Гури Дхар”(“Путь духовного Учителя”, как называл её Рерих). Деодары вокруг древних храмов насчитывают более 2 тысяч лет”. Устремлённые к бескрайним небесам грандиозные горные пики, напоминающие о Высотах Духа, вдохновили художника на создание прекраснейшей сюиты с названием “Сто вершин Гималаев”.
Остановимся немного подробнее на картинах, посвящённых Кайласу и Эвересту. Кайласу - этому священному месту - Рерих посвятил немало своих произведений. Тибетцы называют Кайлас “Канг-Ринпоче”, что значит “снежный бриллиант”. Здесь лежат вечные снега, тогда как на соседних, даже более высоких вершинах, снег тает. По пути к Кайласу часто встречаются высеченные на камнях фигуры Святых, многочисленные изображения Будды. Нередко паломники последний участок своего пути “вокруг закованной в снег горы, проходят на коленях”. Именно здесь находятся пещеры Миларепы – знаменитого поэта-отшельника XI века, которого называют ещё “тибетским Орфеем” или “буддийским Франциском Ассизским”. Художник записывал: “Перед нами путь на Кайлас. Высится одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета”. Гора Колокола со своею триглавою вершиною. “И тот, который дал горе зовущее имя Колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о благе Вселенском”.
Обратимся к картинам Рериха, посвящённым Эвересту (или Джомолунгме). По-тибетски – “Джомо-Лхари” или “Джомо-Канг-Кар”, что означает “Владычица Белого Снега”. Этой высочайшей вершине мира (8.848 м) Николай Константинович посвятил несколько десятков своих полотен. Так, например, в течении 9-ти лет, начиная с 1931 года, художник каждый год в разных вариантах изображал эту величественную вершину. В 1935 году ей было посвящено более 10-ти полотен. Также в 1937 году он пишет “Эверест с Тибета”, в 1940 (в начале войны) – “Эверест с севера”, в 1945 году вновь запечатлевает любимый горный пик. И на картинах “Сожжение тьмы”, “Красный лама”, “Выше гор” видны очертания горной гряды Эвереста. И это, конечно же, неслучайно, ведь Эверест назывался ещё и “горою Матери Мира”. Е.И.Рерих писала об этой вершине: “Высочайшая точка на Земле, также как и оба земных полюса, имеют огромное значение в силу того запаса электромагнитных сил, которые собраны на них”. Восхищаясь непревзойдённой красотой Эвереста, этого “высотного полюса Земли”, Н.К.Рерих обращался мыслями к прекрасному Облику Великой Матери Мира, объединяющей всё сущее.



На картине художника, созданной в 1924 году, мы видим этот лучезарный Образ “в космическом пространстве созвездий, причём каждая звезда – это фигура Учителя”. Слева они образуют созвездие Ориона, справа – Большой Медведицы (покровительницы России). Вверху, по словам З.Г. Фосдик, - сияет Венера – звезда Матери Мира. Плат, прикрывающий чудесный Лик, покрыт светящимися изображениями квадрата, который, по словам Е.И.Рерих является символом “Проявленного Мира”, “Равновесия и полноты Знания”. С одной стороны картины, на фоне горы с надписью “Гималаи”, мы также видим коленопреклонённую темноволосую женщину со священным ларцом в руках, на фоне горы с надписью “Гималаи”. С другой – женскую фигуру со священной книгой, рядом с которой на горном уступе можно рассмотреть две буквы Р и Х. Между этими фигурами в центре изображён равноконечный крест – символ жизни, объединяющий весь мир. Пройдя 25 стран, Рерих встретил многочисленные изображения креста и “на старых монгольских монетах несторианских ханов”, и “над древним буддийским монастырём в Пекине, на камнях Ладака и Китайского Туркестана”, в Западном Тибете. Как утверждает историк и учёный Ю.Д.Петухов, ещё за многие тысячелетия до Рождества Христова “индоевропейцы-русы чтили священный обережный знак креста”, который был найден “по всей Европе и Азии”. Знаком равноконечного креста обозначалось и сердце человека – оплот духовной Культуры, которую Рерих поэтично называл “светоносной тканью Матери Мира”. В Учении Живой Этики сказано: “…Эпоха Матери Мира основана на осознании сердца”. Н.К.Рерих говорил: “Я не умаляю ни Запада, ни Юга, ни Севера, ни Востока, ибо в сущности эти разделения и не существуют. Весь мир разделён только в нашем сознании”. “Основное пламя Культуры будет едино…”
Величайшие Святые и Подвижники всех времён – “титаны духовной силы и достижений”, “выразители души народной”, созидавшие духовную мировую Общину, по сути давно уже объединили все человечество. И Искусство Рериха ведёт нас к этому осознанию. Оно “открывает пути к Высшим Мирам”. Художник писал: “…Если припомнить все мои картины, посвященные жизнеописаниям Святых, то их окажется не менее трёхсот”. Посмотрим некоторые из них.



“Огненный поэт Солнца Зороастр”, как называл его художник, - древнеиранский порок, живший около VI в. До н. э. Был убит в храме в возрасте 45 лет. Огненная чаша Зороастра – это символ чистоты сердца, мудрости и духовного подвига. Она напоминает о едином огненном начале Вселенной.



Картина “Будда дающий” (или “Две чаши”). Этому Облику посвящено ещё несколько произведений, названия которых столь значительны! “Будда-Победитель перед источником жизни”, “Будда-Испытатель”, “Будда-Прибежище”. Вспоминаются слова Рериха: “Пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, великого Общинника…, могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию”. Будда говорил: “Нет чудес в делах человеческих – что человек посеял, то он и пожнёт”. Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович записывал: “Незнание! Русские князья гибли в ханских ставках за нежелание почтить изображения Будды; в то же время монастыри Тибета уже хранили прекрасные строки об Иисусе”.



Перед вами картина “Христос в пустыне”. Как сказал о Нем художник – “великий в жертве бессмертия”, Имя которого глубоко почитается на всём Востоке. В путевом дневнике Рерих отмечал, что” около трёхсот лет назад в Лхассе была христианская часовня”. В дополнение к этому хочется привести очень интересные сведения из журнала “Московской патриархии” за 1960 год, в котором говорится, что в Индии с древнейших времён существовала также и Христианская Церковь, хранящая сокровище “Христовой веры едва ли не с начала христианства”. По преданию индийских христиан, здесь долгое время проповедовал Св.ап.Фома. В Траванкоре “издревле указывают семь мест, где… были храмы”, им основанные. Также и город Бангалор (где, кстати, долгое время жил С.Н.Рерих) считался одним “из крупных центров христианства в Индии”.



(Стариннаяикона. Акбар Великий)

Среди Подвижников-Общинников Рерих вспоминал также императора Акбара Великого, покровителя Искусства, объединившего большую часть Индии, которого он называл “собирателем, творцом счастливой народной жизни”. Город Фатехпур-Сикри, построенный Акбаром, по словам Рериха “полон знаками Единого Начала… Среди дворцового двора ещё стоит храм объединённой религии. Легкомысленные писатели удивляются, отчего на стенах этого загадочного дома ещё видны остатки разнородных изображений. Следы буддизма перемешаны с индусскими и христианскими фрагментами”. И это тем более значительно, что сам Акбар был мусульманином.

Продолжение следует

Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 03.06.2008 в 20:07.
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх