![]() | #7 | ||
Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | ![]() Ninniku, так, приятно было читать Ваше сообщение. Что где-то кто-то думает о наших сельских школах. Мне в своё время довелось поработать в сельской школе. Действительно, существует проблема малочисленности учащихся. У нас в девятилетней школе обучалось всего 60 детей. В некоторых классах было по 4-5 человек. Всё это так. И не факт, что рост рождаемости начиная с 2001 года поможет сельским учителям в плане наполняемости школ. Проблема-то, ведь, гораздо шире. Провинция российская сейчас вообще находится на задворках экономической жизни нашей страны. 75-80% всего денежного оборота приходится на столицу, оставшиеся 25-20% крутятся в крупных региональных центрах. Что же остаётся на долю сельской местности?! Да, ничего! Просто ничего! Натуральное хозяйство – средние века! Люди, живущие в селе, просто брошены на произвол судьбы. Колхозы, совхозы по большей части давно развалились, оборудование растащено, поломано, сдано в металлолом. Среди населения процветает пьянство. Самый распространенный бизнес – торговля самогоном. Наиболее предприимчивые и хваткие, те, кто смог что-то урвать при развале колхоза, живут своим хозяйством. Держат по две коровы, свиней, кур; имеют довольно большие наделы земли, где выращивают в основном картофель для себя и на продажу и так по мелочи всё остальное. Батрачат просто по-черному, начиная от мамы с папой, бабушек, дедушек и заканчивая пятилетним дитём, с мая по самый октябрь. А все ради чего? Да, что бы продать излишек за копейки оптовикам, что бы купить какие-то обновки на детей и так по хозяйству кое-что. Поверьте, это очень тяжелая жизнь. Всё это я описал, чтобы было понятно от чего можно было бы отталкиваться в будущей работе. Конечно, допустить безработное и одновременно пьющее население (а таких большинство на селе!) до здания школы означало бы окончательное разрушение школы, так как это было с имуществом колхозов – всё растащат и продадут. А вот привлечь трудяг, ведущих своё хозяйство, было бы очень полезно. Вот освоить бы учителям премудрости агрономических наук, животноводство, земледелие. Быть в курсе всех последних достижений в этой сфере, выписывать соответствующую литературу, книги, я знаю, что есть и видеоматериал на эту тему. Конечно, всё это должно быть очень жизненно, практично, ничего отвлеченного. Это должно быть нужно и интересно людям. В конце концов учителя те же сельские труженики – они должны понимать нужды односельчан. Но безусловно их уровень должен быть гораздо выше, иначе их знания не будут цениться, не будет необходимого уважения. Это раз. Во-вторых, Вы, ninniku, говорите о всплеске рождаемости. Значит, на селе есть молодые семьи, а значит существуют и проблемы присущие молодым семьям: ответственность друг за друга, рождение ребенка, ответственность за ребенка, воспитание, вредные привычки мужа и т.д. И здесь можно обратиться к женщине. Ведь на её плечах лежит не только чисто физическая нагрузка, связанная с жизнью на селе, но и весь груз психологических семейных проблем. Можно было бы проводить лекции или беседы по всем больным проблемам. Правда, не уверен, что учителя смогут справиться с ролью психолога. Ведь, здесь необходима соответствующая культура общения, а она не так легко даётся, во всяком случае на курсах переквалификации ей не научишься. Ведь, село, деревня или поселок это своего рода целостный организм, где все друг про друга всё знают, где постоянно гуляют какие-то сплетни, разговоры. И учитель неизбежно будет восприниматься как лицо заинтересованное, как принадлежащее к какой-либо группе интересов. Но может быть направить эту работу в сторону создания каких-то не скрытых (по кухням), а явных групп общения по интересам или для обсуждения разных проблем: взаимоотношения с мужем, с ребенком. Но и здесь необходим опытный и авторитетный руководитель, который, самое главное, мог бы показать ПОЛЬЗУ подобного общения и обсуждения. И потом на селе всегда есть проблема досуга, особенно зимой. Глядишь, за женщинами в клубы общения потянулись бы и мужчины. Конечно, надо смотреть реальности в лицо – чем можно вытащить народ из дома. Может быть выделить какое-либо просторное помещение под кафе или бар, установить там спутниковое TV, видео, компьютеры, Интернет, бильярд и т.п. – конкретный набор услуг надо определять на месте, руководствуясь спросом, не забывая конечно и о рекламе. Чтобы закрыть доступ в такое место негодным элементам надо установит соответствующие цены. Кстати, также как элемент окупаемости можно также заняться на территории школы продажей семян, саженцев плодовых растений, рассады. Рассаду, между прочим, могут предлагать сами жители. Аналогично и в отношении приплода животных, цыплят и пр. Также, я думаю, можно было бы задействовать возможности спортивного зала, закупить новое спортоборудование, прорекламировать всё это как следует. Ну, безусловно, мне тоже нравиться идея музея (не важно какого: краеведческого, естественнонаучного и т.п.). Можно было бы организовать и что-то типа литературно-музыкальной гостиной. В селе всегда есть интересные люди, которые где-то бывали, что-то делают своими руками, пишут стихи, играют на музыкальных инструментах. Опираясь на таких людей(поощряя их материально), можно было бы привлекать и других жителей для проведения, скажем, праздников (кстати, в каждом селе есть свой праздник), концертов, выступлений. Но везде конечно, нужна умелая рука организатора, человека, который смог бы стать «душой» дела. Такой человек и стал бы ключем к успеху всего начинания. Вот выявить, откопать таких людей среди односельчан – самая трудная работа. И поскольку такие люди будут проводниками определенной политики(хорошо, чтобы они это понимали – сознательность - она усилит следствия), то и оплата у них должна быть достойная, в соответствии с той ролью, которую они играют в жизни страны. Всё, уже поздно пора закругляться. Ещё одна мысль напоследок – очень важная на мой взгляд. Все ваши там губернаторы должны зарубить себе на носу, что окупаемость сельских школ или их модифицированного варианта – это просто издевательство. Это звучит кощунственно после стольких лет надругательства над жителями села. Мы все в неоплатном долгу перед ними. Там, как нигде, люди озлоблены против власти. Люди не должны почувствовать, что за всем этим переустройством стоит ещё одна попытка нажиться на них. Иначе это будет последней каплей, и тогда школы действительно будут потеряны для наших детей. | ||
![]() |
|