![]() | #16 | ||
Рег-ция: 16.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 2,456 Благодарности: 0 Поблагодарили 29 раз(а) в 28 сообщениях | ![]() > Почему США не трогает Китай? Ответ: Да потому, что Китайское правительство заявило в свое время американцам - будете проявлять к нам агрессивность и мы вернем все ваши доллары на вашу территорию. Поэтому, и не только поэтому, смешно видеть в этих выступлениях руку США. Хотя бы потому что они неэффективны. Народ просто доведён до отчаяния. То, что там происходит — это обыкновенный геноцид. Тем, кто не верит западным источникам, предлагаю ознакомиться с тем, что пишут советские: Глава из книги "Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР". М., Политиздат, 1975. Ин-т Дальнего Востока Акад. наук СССР Настоящая работа выполнена научными сотрудниками Института Дальнего Востока АН СССР и АН МНР. Авторы анализируют политику Пекина в отношении населения национальных районов КНР, которая носит откровенно шовинистичегкий характер и направлена на насильственную ассимиляцию неханьских народов Китая. Книга рассчитана на партийных и научных работников, пропагандистов и всех интересующихся международными проблемами современности. ГОРЬКАЯ СУДЬБА ТИБЕТЦЕВ Маоисты лишили тибетский народ права на самоопределение, права на национальную государственность. При этом они утверждают, что тибетцы якобы древнейший "народ Китая", что первое тибетское государство (VII—IX вв.) являлось "вассалом" танской империи и, более того, что уже в XIII в. Тибет окончательно вошел в состав Китая и стал его "неотъемлемой частью". Они прибегают к явным и беззастенчивым фальсификациям, стремясь "доказать", что Тибет в прошлом не имел государственности и поэтому не нуждается в ней в настоящем. Но исторические факты свидетельствуют о другом. Тибетцы — древнейший народ и исконные обитатели Центральной Азии. Первые упоминания об их предках — цянах, живших в районе озера Хухунор (Цинхай), относятся к середине второго тысячелетия до н. э., т. е. задолго до образования Китая как государства и за тысячелетие до окончательного формирования этнической общности китайцев. Тибетская империя VII—IX вв. никогда не являлась вассалом китайских императоров. Это было могущественное государство Центральной Азии, войска которого совершали победоносные походы далеко за пределы страны. Больших успехов добились тибетцы в войнах с Китаем. В 763 г. тибетские войска даже овладели столицей танской династии г. Чанъань. И не тибетские цари отправляли к танскому двору "дань и приношепия", а китайские императоры выплачивали Тибету ежегодно 50 тыс. кусков шелка. В середине IX в. тибетская империя распадается на ряд княжеств. Но и в условиях феодальной раздробленности Тибет сохраняет независимость. В конце XIII в. Тибет наряду с Китаем становится частью монгольской империи Юань. Но уже в начале XIV в. тибетцы вновь обретают независимость. После длительного периода феодальных распрей в середине XVII в. V Далай-ламе удалось с помощью хухунорских монголов объединить почти все тибетские земли и создать единое государство. В начале XVIII в. Тибет стал объектом военной экспансии маньчжуров, которые к тому времени завоевали Китай и основали новую династию Цин. Они отторгли от Тибета его восточные и северо-восточные области и передали их в подчинение сининскому и сычуаньскому наместникам. Целый век длилась борьба тибетского народа против маньчжурских захватчиков. В конце 1792 г. Цинам удалось установить контроль над Тибетом. Однако необходимо подчеркнуть, местное управление осталось в руках тибетского правительства; оно имело право собирать налоги, выпускать деньги и содержать войска, обладало судебной властью. Накануне своего краха Цины предприняли судорожную попытку установить непосредственную административную и военную власть в Тибете. В начале 1910 г. войска сычуаньского наместника генерала Чжао Эр-фэна заняли Лхасу. XIII Далай-лама бежал в Индию. Однако вскоре в Китае произошла Синьхайская революция. Китайский народ сверг династию Цин. Вслед за ним освободились от маньчжурского гнета тибетцы. Цинские солдаты и чиновники были изгнаны. Вернувшись в Лхасу, XIII Далай-лама провозгласил независимость Тибета. В последующие годы Тибет успешно противостоял попыткам китайских милитаристов и гоминьдановских генералов ввести сюда свои войска. 8 июля 1949 г. тибетские власти выслали из Лхасы всех представителей гоминьдановского правительства. Маоисты фальсифицируют не только историю тибетского народа. Они утверждают, что и тибетская культура развивалась лишь благодаря заимствованиям из якобы несравненно более высокой китайской "цивилизации". При этом китайские "историки" оперируют отдельными сообщениями китайских хроник, нисколько не интересуясь их достоверностью. Всерьез говорится, например, о том, что китайская принцесса Вэнь-чэн завезла в Тибет шелковичных червей, хотя по климатическим условиям шелководство здесь вообще невозможно. Китайские ученые утверждают, что буддизм в Тибете распространился благодаря усилиям той же Вэнь-чэн, хотя давно доказано, что буддизм в Тибет проник в основном из Индии и в дальнейшем принял своеобразную форму ламаизма, резко отличную от китайского буддизма. Современные пекинские "историки" полностью отрицают самобытность национальной культуры тибетцев. Между тем еще в начале VII в. была создана тибетская фонетическая письменность, существующая до наших дней. В пещерах Дуньхуана найдены тибетские рукописи, относящиеся к VIII—Х вв. Позднее тибетские ученые создали многочисленные оригинальные труды по истории Тибета, Китая, Индии и других стран, по географии, этике, философии, медицине. Многие из них—исторические сочинения Бутона (XIV в.), Го-лоцзавы (XV в.), V Далай-ламы (XVII в.) — переведены на европейские языки. Всемирную известность получили стихи Миларэпы (XI—XII вв.) и VI Далайламы (XVII-XVIII вв.). Эпос о Кэсаре (Гэсэриада) получил широкое распространение у монголов, бурятов, калмыков. На протяжении столетий Тибет был культурным и религиозным центром Центральной Азии. Лхаса являлась столицей всех последователей "северного буддизма" — так называемого ламаизма. Тысячи экземпляров книг, отпечатанных здесь, вывозились в Монголию, Китай. На протяжении веков тибетский язык играл роль "центральноазиатской латыни". Что же касается влияния культуры других стран, то со стороны Индии оно было значительно сильнее, чем влияние Китая. Индийские проповедники принесли в Тибет новую религию — буддизм. В Тибете были широко распространены такие всемирио известные произведения индийской литературы, как "Рамаяна", "Панчатантра", "Двадцать пять рассказов Веталы". Маоисты фальсифицируют даже само понятие Тибет. Для маоистов Тибет — это лишь территория Тибетского автономного района, на которой проживает менее половины тибетцев КНР (примерно 1200 тыс. человек из 2775 тыс.*). Они утверждают, что области с тибетским населением, включенные в состав провинций Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань и непосредственно примыкающие к автономному району, якобы никогда не входили в состав Тибета. ________ * Данные о численности тибетцев взяты из результатов переписи 1953 г. Они, несомненно, занижены. В конце 1973 г. в китайской печати появилось сообщение, что общая численность населения Тибетского автономного района составила 1400 тыс. человек. Все эти и многие другие факты отражают великодержавную сущность национальной политики маоистов. Это станет еще более очевидным, если обратиться к конкретным делам пекинского руководства, которые не случайно встречают упорное сопротивление тибетцев вплоть до вооруженных выступлений. "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", подписанное 23 мая 1951 г. в Пекине представителями центрального правительства КНР и местного тибетского правительства, предоставляло Тибету широкую автономию и гарантировало сохранение существующего политического и социального строя. В нем, в частности, говорилось: "Центральные власти не будут изменять политической системы, существующей в Тибете, а также существующего статуса, функций и полномочий Далай-ламы. Должностные лица различных рангов по-прежнему останутся на своих постах" (ст. 4). "Существующие статус, функции и полномочия панчен-ламы будут сохранены" (ст. 5). "Религиозные верования, обычаи и привычки тибетского народа будут уважаться, а ламаистские монастыри — пользоваться покровительством. Центральные власти не будут вносить каких-либо изменений в доходы этих монастырей" (ст. 7). В то же время Соглашение предусматривало ввод частей НОАК на территорию Тибета. 9 сентября 1951 г. в столицу Тибета г. Лхасу вошел первый отряд НОАК. 10 февраля 1952 г. был образован Тибетский военный округ. В то время в Тибете вообще не было дорог и даже колесного транспорта. Все грузы по узким горным тропам переносили люди или перевозили вьючные животные, поездка из Пекина в Лхасу занимала не менее трех месяцев. В таких условиях передвижение войск и тем более переброска военной техники сильно затруднялись, поэтому особое внимание уделялось строительству шоссейных дорог. 25 декабря 1954 г. было открыто регулярное движение на Сикан-Тибетском и Цинхай-Тибетском шоссе, которые связали Тибет с центральными районами Китая. Установив военный контроль над Тибетом, пекинские руководители решили отнять у тибетцев автономные права, гарантированные соглашением 1951 г. Однако открыто сделать это они не могли, поэтому в Пекине решили пойти обходным путем. В 1956 г. по инициативе Мао Цзэ-дуна создается Подготовительный комитет по образованию Тибетского автономного района. В него вошли представители местного тибетского правительства, "Совета каньбу" при панчен-ламе, Народно-освободительного комитета области Чамдо, а также представители монастырей, "патриотические элементы" и представители Центрального правительства. Формально главной задачей комитета была подготовительная работа по введению в Тибете местной национальной автономии. Однако в Пекине не намеревались ограничить функции комитета лишь подготовкой создания автономного района. По их замыслу комитет должен был стать новым правительством, ведать управлением, финансами, просвещением, религией и т. и. и фактически заменить местное тибетское правительство. При этом вся деятельность Подготовительного комитета ставилась под прямой контроль Центрального правительства. В аппарат Подготовительного комитета и его местные органы вошли преимущественно ханьцы. Бесцеремонное вмешательство ханьцев во внутренние дела Тибета, открытое нарушение условий Соглашения 1951 г. вызвали сопротивление всех слоев местного населения. Уже в начале 50-х годов в городах организовывались антикитайские демонстрации, проводились собрания, на которых принимались резолюции, требовавшие ухода ханьцев. Еще более широкие масштабы приняли антикитайские выступления в 1955—1956 гг., когда в восточных районах, включенных в состав соседних провинций, начали проводиться без надлежащей подготовки, административными методами реформы, которые вызвали недовольство народных масс. Во многих областях, главным образом населенных племенами кхампа, вспыхнули вооруженные восстания. Усилилась напряженность и в центральных и южных районах Тибета, находившихся под управлением правительства Далай-ламы. Сюда, спасаясь от репрессий, стекались десятки тысяч беженцев из восточных областей. Среди них были вооруженные отряды кхампа. К началу 1959 г. территория Тибета к югу от р. Цангпо (Брахмапутра) была в руках повстанцев. Партизанские отряды действовали в непосредственной близости от Лхасы. И наконец, 10 марта 1959 г. началось восстание в самой Лхасе. Оно было жестоко подавлено китайскими войсками. Согласно официальным пекинским данным, было взято в плен более 4 тыс. "мятежников". Не менее 5 тыс. тибетцев погибло в ходе уличных боев. Далай-лама бежал в Индию. Опубликованные в тот период официальные китайские материалы утверждали, что "мятеж" был поднят местным правительством и реакционной верхушкой, которой удалось обмануть и повести за собой лишь незначительную часть населения Тибета — около 20 тыс. человек. В действительности мартовский "мятеж" был не изолированным явлением, а лишь частью антикитайского движения, в котором участвовали широкие слои населения Тибета*. ________ * Позднее, во время "культурной революции", в хунвэйбиновскей печати утверждалось, что в марте 1959 г. в Тибете действовало помимо 4 тыс, мятежных солдат тибетской армии более 100 тыс. "вооруженных бандитов". Китайские власти и армия стремились с помощью массовых репрессий подавить открытые вооруженные антикитайские выступления. О размахе антимаоистского движения тибетцев можно судить по цифрам, которые содержались, по утверждению зарубежной печати, в одном секретном документе: за период между мартом 1959 г. и сентябрем 1960 г. было убито 87 тыс. человек, 25 тыс. арестовано. Но эти репрессии не могли сломить сопротивление тибетского народа великодержавной политике маоистов. Еще незадолго до "культурной революции" в районе между р. Цангпо (Брахмаиутра) и непальской границей действовало примерно 30—40 тыс. партизан. Опасаясь репрессий, тысячи тибетцев покидали родину. В настоящее время численность тибетских беженцев в Индии, Непале, Бутане, Сиккиме приближается к 100 тыс. человек. Встречая все растущее сопротивление тибетского народа, маоисты решили создать дополнительную опору. Еще 8 октября 1952 г. на приеме в честь тибетской делегации в Пекине Мао Цзэ-дун дал следующую директиву: "Тибет занимает большую площадь, но слабо заселен. Его население должно быть увеличено с теперешних 2—3 миллионов человек до 5 или 6 миллионов, а затем до 10—12 миллионов". Вначале основной поток ханьцев направлялся в восточные районы, включенные в состав провинций Цинхай и Сикан. С 1956 г. началось переселение китайцев в центральные и южные районы Тибета, прежде всего в города Лхаса, Гьянцзэ, Шигацзэ. Особенно большой размах переселение получило после 1959 г. Мартовское восстание 1959 г. послужило предлогом для установления неограниченной власти маоистов над Тибетом. Уже 28 марта Госсовет КНР распустил местное тибетское правительство, обвинив его в организации восстания. Соглашение 1951 г., предусматривавшее широкие автономные права Тибета, было объявлено недействительным. Вся власть в районе была передана военно-контрольным комитетам, а также Подготовительному комитету по образованию Тибетского автономного района. В начале сентября 1965 г. был образован Тибетский автономный район. Целых 16 лет потребовалось пекинскому руководству для того, чтобы хотя бы формально декларировать местную национальную автономию. В состав Тибетского автономного района было включено лишь немногим более половины всей территории с компактным тибетским населением. За пределами района осталось более половины всех тибетцев, живущих в КНР. Остальная территория компактного расселения тибетцев оказалась в составе китайских провинций Ганьсу, Цинхай, Сычуань и Юньнань и была поделена еще на 10 автономных округов и два уезда. Особое внимание маоисты уделили подбору национальных кадров, отдавая предпочтение тем, кто мог быть послушным проводником их великодержавной политики. При этом их нисколько не смущало, что многие из них являлись выходцами из господствующих классов. Так, например, председателем Народного комитета Тибетского автономного района стал Нгабо Агванг Джикмэ (ныне заместитель председателя "ревкома") — бывший крупный феодал, который владел 2500 крепостными. В 1950 г. он командовал тибетскими войсками в области Чамдо, которые должны были преградить частям НОАК путь в Тибет. После разгрома тибетских войск Нгабо Агванг Джикмэ попал в плен, но вскоре, прямо из лагеря для военнопленных, поехал в Пекин для участия в переговорах. Эти переговоры завершились подписанием Соглашения от 23 мая 1951 г. Понятно, что подобные лица не могли выражать интересы широких народных масс и являлись послушными марионетками в руках маоистов. Вместе с тем пекинские руководители пытались опереться на новые кадры тибетской национальности, подготовка которых началась еще в 50-е годы. Тибетские юноши и девушки обучались в центральных областях КНР и в самом Тибете, при этом их отрывали от привычной среды, изолировали от влияния родных. Наряду с добровольным набором местные китайские власти нередко прибегали к насильственной депортации, прежде всего детей репрессированных. Число тибетских детей, вывезенных в центральные районы, достигло, по некоторым данным, 20 тыс. человек. Вот эти, воспитанные в вполне определенном маоистском духе, "национальные кадры" и составили основную массу работников в средних и низших звеньях административного аппарата. Но даже такой аппарат не внушал Пекину доверия. Поэтому фактически власть в Тибете была сосредоточена в руках армии и партийных органов военного округа, где даже формально тибетцы не играли скольконибудь существенной роли. Все это оказало значительное влияние на методы осуществления социальных преобразований, прежде всего на проведение аграрной реформы. В начале 50-х годов в Тибете еще господствовали феодальные производственные отношения. Вся земля была поделена между тремя крупнейшпми собственниками: государством, буддийской церковью, светскими феодалами и князьями. Тибетский крестьянин должен был отдавать собственнику земли треть или половину урожая со своего надела, выполнять многочисленные трудовые повинности. Бесправное существование, нищета были уделом большинства тибетских тружеников. Однако вплоть до 1959 г. в Тибете сохранялся старый феодально-крепостнический строй. Все "реформы", проведенные за 10 лет существования КНР, свелись к незначительному снижению долгового процента. Между тем за это время в остальных районах Китая была осуществлена аграрная реформа, проведена кооперация сельского хозяйства и даже завершилась кампания по созданию народных коммун. Главная причина "отставания" Тибета заключалась отнюдь не в "специфических условиях" этого национального района. Оно было закономерным результатом политики "единого фронта", осуществлявшейся пекинскими лидерами в отношении феодально-теократической верхушки тибетского общества. Политика "единого фронта" заключалась во всемерном укреплении союза с "верхами", т. е. с высшим духовенством, с феодалами, крупными чиновниками. Более того, пекинские лидеры рассматривали, как это ни парадоксально, этот союз с эксплуататорами тибетских трудящихся как средство построения социализма: тибетские "верхи" должны были сами осуществить социальные реформы! "В едином фронте мы должны неуклонно придерживаться курса на длительное сотрудничество с представителями верхних слоев и, сотрудничая с ними, помочь им перевоспитаться п постепенно стать полезными для строительства Тибета людьми", — заявил в 1956 г. на VIII съезде КПК заместитель секретаря Тибетского рабочего комитета КПК Чжан Го-хуа*. Еще более открыто к сотрудничеству с "верхами" призывал Мао Цзэ-дун в своей работе "О правильном разрешении противоречий внутри народа", написанной в начале 1957 г. Мао Цзэ-дун прямо заявил, что "решение о времени проведения реформ может быть вынесено только тогда, когда большая часть народных масс Тибета и их вожди признают это возможным"**. _______ * См. "Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая", стр. 279. ** Мао Цзэ-дун. О правильном разрешении противоречий внутри народа.— "Китай на стройке", 1967, № 10, стр. 14—15. [to be continued] | ||
![]() |
|