![]() | #762 | ||
Рег-ция: 05.02.2004 Сообщения: 1,622 Записей в дневнике: 6 Благодарности: 27 Поблагодарили 152 раз(а) в 91 сообщениях | ![]() Продолжу. О двух низших путях Эроса говорить не будем. С ними все понятно, у Соловьева они лишь пунктирно обозначены, и не имеют большого значения для нашего дальнейшего рассмотрения. Хочу лишь обратить здесь внимание на разграничение Соловьевым между вторым и третьим путями – между путем животным и путем «действительно человеческим». К животному пути он относит не только «свободную любовь», но также и брак, в котором физиологическое удовлетворение не регулируется разумом, и тем не ограничено. Неограниченное удовлетворение физиологии ведет к пресыщению партнером и поиску разнообразия сексуальной жизни «на стороне». Пусть даже этот поиск не увенчается физическим «успехом», а ограничится мысленной или эмоциональной сферами. Ведь Соловьев христианин и для него естественно исполнение заповеди Христа: «Не прелюбодействуй. Всякий, с вожделением смотрящий на чужую жену, уже прелюбодействует с ней». Т.е. для христианина, и, думаю, не только для него, даже мысленное или чувственное вожделение «на стороне» уже есть прелюбодеяние и проявление животной природы. А причина «тяготения на сторону» по Соловьеву проста – естественное следствие отсутствия объединяющей супружескую пару любви духовной, истинной любви в божественном порядке следования. Более того, для Соловьева и брак не по любви, а по каким-либо иным соображениям, есть беззаконный путь и уступка своей животной природе. Тем более, если в него вступают люди духовно устремленные, да еще и с целью, может подспудной, удовлетворения своих «естественных» физиологических потребностей. И если даже они это делают ради рождения в таком браке ребенка. У Е.И.Рерих где-то в письмах встречал мысль, что греховно зачатие ребенка без любви, и если уж женщина хочет удовлетворить свой материнский инстинкт, пусть лучше возьмет приемного сына или дочь. Но, возвращаясь к Соловьеву, и если вспомнить его мысли из работы «Смысл любви», - он брак сам по себе, без любви, не считает «действительно человеческим путем Эроса», поскольку в нем превалирует средняя составляющая любви, социально-нравственное регулирование животных отношений, и отсутствует высшая составляющая достойных человека половых отношений, любовь в Боге. В действительно человеческом пути Эроса, по Соловьеву, должен быть естественный порядок и соотношение составляющих половой любви – прежде всего любовь в Боге, духовное соединение половинок, которое оформляется в браке, социально-нравственном установлении, и уж в последнюю очередь сопровождается физиологическими отношениями, при максимально возможном, регулируемом разумом воздержании любящей супружеской пары. Т.е. Соловьев «действительно человеческий путь Эроса» - путь единобрачия при максимально возможном воздержании – считает лишь средним путем между двумя «беззаконными» и двумя сверхчеловеческими путями. Для него путь максимально возможного воздержания в семейной жизни – воздержания «в пределах, необходимых для сохранения и прогресса человеческого рода» – не является чем-то сверхъестественным, и непосильным для человека разумного. В отличии от человека животного. Тем более этот средний путь не является для него путем к Богу, или к богочеловеческому состоянию, или в современных нам терминах – путем к Учителю. Этот путь естественен для человечества, преодолевающего свою животность, но пока еще не помышляющего о своем богочеловеческом будущем. Между тем Владимир Соловьев не ограничивает человека, его духовное развитие, его нынешним, чисто человеческим состоянием. Он в своих трудах неустанно говорит о пути духовного восхождения человека, о человеке как становящемся боге, о богочеловечестве. Поэтому он не ограничивает и пути Эроса чисто человеческим, в нашем сегодняшнем понимании, уровнем. Очень хорошо он это выразил в следующих словах: «Если бы человек по существу своему мог быть только человеком, если бы так называемая «человеческая ограниченность» была не фактом только, а непременным и окончательным законом, для всех и каждого обязательным, - тогда брак был бы навсегда высшим и единственно сообразным человеческому достоинству путем любви. Но человек тем-то и выделяется по преимуществу между прочими тварями, что он хочет и может становится выше себя самого ...» Преодоление себя, своей эгоистической природы, на пути духовного восхождения. И на этом пути, двух «сверхчеловеческих» путях, Эрос также сопутствует человеку. Обратимся к сопоставлению третьего и четвертого, аскетического, пути. Владимир Соловьев, говоря о пути аскетизма характеризует его как «стремящийся более чем к ограничению чувственных влечений – к совершенной их нейтрализации отрицательными усилиями духа в воздержании». Почему Словьев называет эти усилия духа «отрицательными»? Да, потому, что возможен путь, богочеловеческий, когда эти усилия духа по нейтрализации чувственных влечений будут «положительными», т.е направленными на духовное восхождение в Любви. Но об этом речь впереди. Пока же отмечу, как красиво определяет Соловьев цель полового аскетизма: «...уберечь силу божественного Эроса в человеке от расхищения бунтующим материальным хаосом, сохранить эту силу в чистоте и неприкосновенности. Сохранить в чистоте, но для чего же? Полезно и необходимо очищение Эрота, особенно когда за долгие века человеческой истории он успел так ужасно загрязниться». И здесь я хотел бы обратиться к письмам Е.И.Рерих и мыслям из Учения, во многом созвучным этим размышлениям Вл.Соловьева. Цитата:
Цитата:
А что же будет тогда, когда «половинки» достаточно очистятся и начнут понимать истинный смысл любви? Тогда, говорит Вл.Соловьев, станет возможен к реализации пятый, богочеловеческий путь Эроса. | ||
![]() |
|