![]() | #3 | ||
Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | ![]() Письмо 4 Из “Высшей Триады” М.Н. Егоровой: Более подробное рассмотрение схемы принципов человека (по Е.И. Рерих): Ещё раз напомним, что как Е.П. Блаватская, так и Е.И. Рерих — обе посланницы Высшей Иерархии. Елена Петровна была ученицей Махатмы Мории, в XX веке — Учителя Учителей, Владыки Братства Света или Шамбалы, а также Собирателя Шестой Расы. Имя Елены Ивановны объединено и с Владыкой Морией, и с именем другой Его Ипостаси — Величайшего Духа нашей Солнечной Системы — Солнечного Иерарха — Великого Владыки Майтрейи . 5 принцип Разъясняя схему принципов человека, Е.П. Блаватская наибольшее внимание уделяла Высшей Триаде и в особенности Пятому принципу — Манасу. Это связано со сложностью понимания принципа и его взаимосвязей с другими принципами. Учение Живой Этики дополняет, углубляет и расширяет это понимание и выдвигает новые ориентиры и акценты, диктуемые временем. По самой своей сути Манас — это индивидуализированная «Мысль» и во множественном числе называется — Манаса. Манаса (Разумы) или Манасапутра (сыновья Мирового Разума) исходят из Махата . Е.И. Рерих писала о них как о Рождённых Разумом, Сынах Света и Солнечных Предках [12, т.II, с.61]. В теософских текстах отмечается, что Манаса, воплощающиеся в людях — божественные духи; это те же наивысшие Дхиани или «Ах-хи», но уже на плане проявленной материи. «Ах-хи, — считала Е.П. Блаватская, — проходят через все уровни, но проявляться начинают только на третьем <…> На самом высоком уровне они остаются в состоянии Арупа, т.е. бесформенными, бестелесными, лишёнными всякой субстанции; пока это просто дыхание. Только на втором уровне они начинают приближаться к состоянию Рупа, т.е. форме. На третьем они становятся Манасапутрами — теми, кто перерождается в людях. На каждом достигаемом ими уровне они получают новые имена, поскольку их первоначально гомогенная субстанция всё более дифференцируется» [6, c.208-209]. Советуется также всегда помнить об их нерасторжимой связи с Единым Вселенским Первоначалом. На третьем уровне Махат, или Космический Разум, и наше видимое Солнце суть великое единство. Проявление Манасапутр в конце Третьей Расы существенно ускорило эволюцию человечества. Божественные Манаса совершили эпохальный прорыв в общей эволюции всего сущего на Земле, - с момента их воплощения в людях, и зарождения в человечестве огня самосознания. После этого уже не стало ОБЩЕЙ эволюции человека — началась его особая сознательная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ эволюция. Человеку отныне было предназначено эволюционировать сознательно, но по своей свободной воле. Как сказал Великий Владыка Майтрейя, «не сама духовность, не сама огненность составляет эволюцию, но осознание…» [10, с.331]. То есть, осознание того, что смысл и значение жизни — в восхождении Духа [11, с.10], что «истинная жизнь — в духовном сознании этой самой жизни, в сознательном существовании в духе, не в материи» [5, c.346]. Стремление к этому должно выражаться в росте осознания в практической жизни каждого дня, каждой мысли, каждого слова и каждого действия. Итак, пятый принцип — это истинное сознательное воплощающееся Эго, одушевил, как сказано в теософских текстах, «клубок животной материи, называемой человечеством» [4, с.164]. Манас, «живой огонь самопознания и самоосознания», прежде всего дал человеку понимание чувства «Я есмь Я», то есть осознание себя субъектом, или осознание своего Эго. «Животное не осознаёт чувства “Я есмь Я” — говорила Е.П. Блаватская; — у него есть инстинкт, но инстинкт не есть самосознание . Самосознание есть свойство Разума, но не души, anima, откуда произошло само наименование животного» [5, с.112]. А Манас, — писала она, — «это наш Ум, наш Искуситель и Искупитель, наш разумный Освободитель и Спаситель от чистого анимализма. Без этого принципа — эманации самой сущности чисто божественного Махата (Разума), излучающегося непосредственно от Божественного Разума, — мы несомненно были бы не лучше животных» [3, т.II, с.644]. Е.П. Блаватская отмечала также, что природа Высшего Разума — «таинственная, предвечная, неуловимая и в высшей степени туманная в своих связях с другими принципами» [4, 163]. По её определению, «Манас — это “принцип” и, в то же время, “Сущность” и Индивидуальность или Эго» [4, с.163]. «Индивидуальность» и «личность» - это не одно и то же. Так западный мир впервые узнал о различии между этими понятиями в конце XIX века, в «первые дни теософского Учения». Суть этого различия коренится в двойственной природе Манаса. Она состоит в том, что Его Высшая Сущность — Его бессмертное «духовное самосознание» — тяготеет к слиянию с Буддхи - Шестым принципом, с Духовной Душой, основой которой Высшая Сущность человека и является. И чем сильнее человек устремляется к Свету, чем более чиста и одухотворена его мысль и самоотверженнее его действия, тем ближе он к единению с Буддхи и достижению своего бессмертия. А низший аспект Манаса (или его же эманация в астральное тело) есть Кама-Манас — низший ум, рассудок или интеллект, ставший частью Четвёртого принципа, «вместилища, — по словам Е.П. Блаватской, — страстей и животных желаний» [4, с.164]. Подчинённое мозгу и физическим чувствам и зависимое от них, сознание низшего Манаса, с исчезновением мозга и физических чувств, должно умереть [4, с.159]. Иначе говоря, без волевого устремления человека интеллект всегда остаётся во власти желаний астрала. И, неотделимый от физического мозга, он разлагается также с его смертью. Согласно Е.И. Рерих, Индивидуальность и Высшее Эго — это не только Высший Манас [12, т.II, с.204-205]. Не отрицая представления о Высшем Манасе как об Индивидуальности, она в то же время расширила само определение понятия «Индивидуальность». Пятый принцип в Триаде — принцип Высшего Сознания, без единения с которым Монада не проявляется в жизни. Е.И. Рерих акцентировала внимание именно на назначении «Пятого» в жизни человека; на его стремлении к слиянию с «Шестым» — Духовной Душой, то есть к утверждению единого в слиянии Буддхи-Манаса и, тем самым, к реальному продвижению духовного совершенствования человека . Она связывала определение Индивидуальности именно с единением Манаса с Духовной Душой — основой великого огненного первоначала (Атмана), наполняющего собой всё сущее, и включала, в понятие Индивидуальности всю Высшую Триаду . Е.И. Рерих считала, что «истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его причинном теле или Духовной Душе <…> Дух, или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность, или Духовная Душа, являет Триаду из Седьмого, Шестого и Пятого принципов» [12, т.I, с.413]. Так, можно сказать, что истинная Индивидуальность человека есть его бессмертная, всегда уникальная Высшая Триада из 7, 6 и 5 принципов (Атман-Буддхи-Манас). Обогащаясь возвышенными сознательными накоплениями Высшего Манаса, она проходит долгий путь воплощений человека на Земле до достижения им духовного совершенства. А сменяющаяся в каждом воплощении личность человека (его низшее Эго), охватывающая энергии 3, 4 и 5 принципов, может и должна, чтобы заслужить однажды бессмертие, слиться со своим Высшим Эго, а значит и со всей Триадой. И это может произойти при завершении человеком своей земной эволюции. Литература 3. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Тт. I, II. М., 1991; т. III, Новосибирск, 1993. 4. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М., 1993. 5. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы. М., «Сфера», 2000. 6. Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. М., «Сфера», 2000. 10. Высокий Путь. Часть 2, М., «Сфера», 2002. 11. Откровение. М., «Сфера», 2002. 12. Письма Елены Рерих. Тт. I, II, Минск, 1992. | ||
![]() |
|