Название диссертации: “ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ РЕРИХОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ”
Все цитаты из введения диссертации:
Цитата:
В современной России целостного «рериховского движения» не существует. Огромный спектр разнообразных культурологических, неомистических, вплоть до откровенно оккультных движений и объединений, провозглашающих ориентацию на учение Рерихов, является объектом данного исследования. |
Говоря об РД на данном сайте мы предполагаем нечто другое. РД в нашем понимании в данной работе рассматривается как частный случай входящее в ряд движений последователей учения Рерихов. Реально, на современном этапе, монополии на последователей учения Рерихов не наблюдается.
Далее анализируя ситуацию в современной России автор разбивает всех последователей на три течения:
Цитата:
На основании проведенного анализа автором выделяются три основных течения: 1. организации и общества, имеющие культурологическую, культурно-просветительскую и научно-педагогическую направленность; 2. организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется и включает решение конкретных социально - гуманистических задач; 3. организации и общества, деятельность которых направлена на изучение теософско - мистического аспекта учения Рерихов, исследование и применение оккультных практик, изложенных в учении и созданных непосредственно лидерами данных течений. |
Отдельно выделяется группа:
Цитата:
Помимо собственно организаций последователей Рерихов, как правило с одноименными названиями, занимающихся зачастую культурологической и просветительско - гуманистической деятельностью, исследователем были выявлены многочисленные неорелигиозные течения, в названиях которых имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и мистико - религиозному компоненту учения Рерихов. |
После анализа этой группы делаются следующие выводы
Цитата:
Рассмотрев особенности развития и характера функционирования данных течений, автор считает, что большинство рассмотренных неорелигиозных движений формально связаны с учением Рерихов. В них используются одни и те же исходные установки и понятия, но трактуются они произвольно, в зависимости от социальных, политических, мировоззренческих реалий и специфики оккультно - мистических практик. Это создает большое расхождение в структуре и практике движений, а также их адаптации в социальной среде. Учитывая особенности их теоретических установок и деятельности данные движения и организации автором выделяются: 1. группы и организации, являющиеся типичными ньюэйджевскими эклектическими неорелигиозными объединениями, созданными на базе теософского элемента учения Рерихов. 2. группы и организации, являющиеся псевдорериховскими и относящиеся по своим доктринальным установкам к неоязыческим или псевдосциентистским движениям в рамках НРД [новые религиозные движения]. |
Автор не валит всех в одну кучу, а делает тщательное разделение и классификацию.
По-моему очень полезная и актуальная работа.