![]() | #2 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Для современного российского человека, живущего в период глубоких общественных и личных потрясений, на развалинах прежней системы ценностей, решение вопроса, как и для чего жить, связано с возможностью реального выживания и обретения внутренней устойчивости в катастрофическом мире. При этом традиционные религии, к которым обращается большинство человечества, хотя и имеют ряд преимуществ, однако полностью не удовлетворяют современное сознание. Отсюда рост нетрадиционной религиозности и огромный интерес к новым духовным течениям различных направлений. Возникшие в период тотальной ломки прежней социально – государственной системы, выражая духовный кризис общества в целом, новые религиозные движения (НРД) в значительной степени отражают сложные и неоднозначные поиски россиян в сфере духовной самоидентификации. Если на первом этапе этот процесс определялся в значительной степени ориентацией на систему западных ценностей либеральной рыночной модели общественного устройства и соответствующих ей модификаций протестантизма, то в последние годы все более актуальными становятся разнообразные формы движения «Нью Эйдж» или «Новой Эры». Особое место среди них занимают возникшие непосредственно на российской почве теософские, эклектические мистико – оккультные движения, декларирующие специфический неправославный «русский традиционализм». Наиболее заметным в этом спектре является движение последователей Рерихов. Несмотря на то, что это движение является одним из старейших возникших на отечественной почве модификаций «Новой Эры», активно обсуждаемых и дискутируемых, его научный анализ до сегодняшнего дня не был произведен в полной мере. Необходимость полномасштабного исследования указанного феномена связана, прежде всего, с тем, что за единым и условным названием в действительности скрывается целый ряд качественно разнородных объединений, течений, групп. Все они, апеллирующие к культурному, духовному и мистическому наследию четы Рерихов, в своих конкретных доктринальных положениях, культовой и социальной практике достаточно сильно различаются между собой. В современной России целостного «рериховского движения» не существует. Огромный спектр разнообразных культурологических, неомистических, вплоть до откровенно оккультных движений и объединений, провозглашающих ориентацию на учение Рерихов, является объектом данного исследования. Таким образом, актуальность представленной темы обусловливается насущной необходимостью предметного исследования конкретных форм, структур и объединений последователей учения Рерихов в современной России, проведения социально – философского анализа их доктрин, особенностей культовой практики, социальной позиции, роли и места в широком спектре неорелигиозных феноменов современного российского общества. Степень разработанности проблемы. Первые отечественные научные исследования, связанные с именами и творческим наследием Н.К. Рериха и Е.И. Рерих относятся к середине 70-х годов ХХ века. Эти работы были посвящены, прежде всего, художественному творчеству Н.К. Рериха, тогда как философские, культурологические, религиозные и теософские идеи супружеской четы Рерихов в этот период практически не рассматривались или отодвигались на второй план. С начала 80-х годов, все больше внимания уделяется философским взглядам Н.К.Рериха, прежде всего в социокультурных и идейно-общетеоретических аспектах. Этим проблемы рассматривались в исследованиях В.П. Князевой, В.Ф. Беликова, Е.И. Поляковой, А.Д. Алехина, Ю.М. Ключникова, Е.П. Маточкина. С 90-х годов появляется ряд публикаций и диссертационных исследований, анализирующих различные аспекты учения «Живой Этики» - одного из центральных религиозно – мистических произведений указанных авторов. Анализу их философско-исторических и социально-философских концепций были посвящены диссертационные и иные научные исследования С.Р. Аблеева, Н.Е. Самохиной, В.В. Волкова, Д.А. Шарова, философско-педагогическим – Н.Д. Лащенко, этическим – Е.А.Трофимовой. Специальное исследование, в котором учение рассматривается с точки зрения анализа содержания и особенностей эзотерических доктрин, проведено Е.В. Зориной. Отдельным аспектам учения «Живой Этики» посвящены статьи философов Л.М. Гиндилиса, В.В. Фролова, В. Мантатова, Е.А. Трофимова, Е.Л. Митюгова. Среди отечественных исследований посвященных описанию и изучению феномена новых религиозных движений (НРД) в целом можно выделить труды Л.И. Григорьевой, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, М.А. Трофимчука, Т.А. Бажан, Е.Г. Балагушина, А.А. Красикова, В.И. Гараджи. В общем контексте проблем новейших форм религиозности отдельно рассматривался и аспект «эзотеризма», в качестве философско-исторического феномена и в его связи с проблемами духовно-мистических и религиозных исканий в работах А. Дугина, Ю.В. Курносова, Л.В. Скворцова, Е.В. Зориной, Л.В. Фесенковой, В.М. Розина, Ю.В. Хена, Б.З. Фаликова. Одной из первых попыток религиоведческого исследования движения последователей учения Рерихов стали публикации С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина. Теологический подход представлен в трудах известного религиозного философа диакона Андрея Кураева, который относит учение к религиозным доктринам, а движение к «тоталитарным сектам». Его позицию разделяют и другие авторы, представляющие православную и светскую критику ньюэйджевских неорелигиозных объединений: Н.Кривельская, А. Новопашин, И. Понкин и некоторые другие. При всей безусловной оригинальности и достоинствах названных работ, явно просматривается фрагментарность и незавершенность исследования рериховского движения как социального, религиозного и духовного феномена российской действительности рубежа ХХ – ХХI вв. Проблема исследования обусловлена необходимостью исследования историко-культурных корней и конкретных качественно различных форм течений, направлений, объединений и групп последователей Рерихов в современной России. Целью исследования является определение, в рамках комплексного религиоведческого анализа источников, сущности, особенностей структуры и функций культурно-исторического и неорелигиозного феномена движения последователей Рерихов; выявление специфических механизмов возникновения, дробления, функционирования различных по форме и содержанию движений, объединений и групп рассматриваемого направления, особенностей их воздействия на социокультурную среду в современной России. Задачи исследования: - определить предпосылки возникновения, особенности формирования и развития рериховского движения как историко –культурного и религиозно –мистического феномена; - раскрыть содержание системы ценностей и особенности ее проявления в конкретных социальных формах, присущих данному движению в целом и его отдельным течениям и направлениям; - рассмотреть этапы эволюции движения, их связь с процессами, происходящими в политической и социальной жизни российского общества на рубеже ХХ –ХХI вв.; - проанализировать содержание концепций и доктрин, особенности религиозно – мистической, культовой практики, социальной деятельности, обособленных течений, объединений и групп последователей учения Рерихов в современной России. - показать соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры»; -разработать новую классификацию религиозно – мистических и оккультных течений, возникших в России на рубеже ХХ – ХХI веков, существующих в рамках единого, но многоаспектного движения последователей учения Рерихов, выявить и обосновать общее и особенное в вероучительной, культовой и организационной системах. - выявить тенденции и перспективы эволюции рериховских течений и объединений в современной России. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологическую основу данного исследования составляет, прежде всего, диалектический подход, предполагающий раскрытие динамики развития феномена рериховского движения в социокультурном контексте. Он включает в себя принцип историзма, позволяющий провести анализ становления, развития, трансформации исследуемого феномена. Принцип объективности дает возможность избежать искажения идей при оценке данного явления. Объективность и аксиологическая нейтральность автора как ученого-исследователя диалектически взаимодополняются субъективным погружением в исследуемый материал. Воздерживаясь от оценочных позиций критики или апологии исследуемого феномена, автор, тем не менее, стремится дополнить объективность философского анализа субъективно-герменевтической интерпретацией. Постклассические каноны и критерии научности, предполагающие диалектическое единство субъекта и объекта познания допускают исследовательскую «неотстраненность» от объекта изучения, что способствует более глубокому эвристическому его постижению. Принцип системности, в соответствии с которым исследуемое явление рассматривается автором в трех основных аспектах – функциональном, структурном и эволюционном. Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, системности. Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть изучаемую проблему в ее конкретно-исторической обусловленности и развитии. Научная новизна исследования: В представленной диссертации впервые - проведено комплексное философское исследование движения Рерихов в философско – культурологическом и религиозно – мистическом аспектах; выявлены особенности трансформации его концептуального содержания в вероучительных доктринах различных течений, объединений и групп движения последователей Рерихов. Определено, что данное движение является проекцией и логическим продолжением общемировых процессов НРД, но имеет ярко выраженные национальные черты, связанные с социально-политическими особенностями развития России в период социально-культурных кризисов и наличием богоискательской среды, нуждающейся в новых религиозных и духовных ориентирах. - раскрыто многоаспектное содержание системы ценностей культурологического, мировоззренческого, религиозно – мистического компонентов учения Н.К. и Е.И. Рерих. На современном этапе оно может интерпретироваться и в качестве особого идеологического направления, и как новая мировоззренческая концепция, и как религиозно – мистическое и как оккультно – мистическое течение, центральным ядром которого является религиозно-философское учение, являющееся по сути продолжением и развитием идей теософии, с ее неоориентализмом и доминирующим универсализмом вероучения. - рассмотрены основные этапы эволюции движения последователей учения Рерихов в советской и постсоветской России: первый (1920-1975) связан с общественной, политической деятельностью семьи Рерихов и носил международной характер; второй (1976-1990) связан с легализацией рериховского движения в стране, в результате перестроечных процессов, происходящих в СССР; третий (1991-2004) связан с распадом движения на течения и группы, развивающих различные аспекты учения Рерихов. -проанализировано содержание качественно различных концепций, интерпретаций, доктрин, особенностей религиозно – мистической, культовой практики и социальной деятельности обособленных течений, объединений, групп последователей учения Рерихов в современной России. На основании проведенного анализа автором выделяются три основных течения: 1.организации и общества, имеющие культурологическую, культурно-просветительскую и научно-педагогическую направленность; 2. организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется и включает решение конкретных социально – гуманистических задач; 3. организации и общества, деятельность которых направлена на изучение теософско – мистического аспекта учения Рерихов, исследование и применение оккультных практик, изложенных в учении и созданных непосредственно лидерами данных течений. - показано соотношение различных уровней и компонентов учения рериховских неорелигиозных объединений с универсалистскими доктринальными положениями и концепциями движения «Новой Эры». Помимо собственно организаций последователей Рерихов, как правило с одноименными названиями, занимающихся зачастую культурологической и просветительско – гуманистической деятельностью, исследователем были выявлены многочисленные неорелигиозные течения, в названиях которых имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и мистико – религиозному компоненту учения Рерихов. Ядром неорелигиозного творчества практически во всех исследованных течениях, объединениях и группах такого рода, является дальнейшее развитие теософских идей, на основе выделения нового аспекта или акцента социально – философской проблематики в каждом из исследованных течений. Это обусловило появление ряда новых синкретических течений, тяготеющих к так называемым учениям «Новой Эры». В том числе универсалистских, окультно – мистических, псевдосциентистских. Крупнейшими из которых являются рассмотренные в диссертации неорелигиозные объединения «Exodus», «Радастея», «Калагия», «Алетейя», «Учение Сердца», «Рикла», включающие десятки конкретных неорелигиозных объединений и групп по всей территории современной России. Указанные объединения, впервые с момента их появления в России становятся в данной работе объектом прикладного и теоретического религиоведческого исследования. - проведено исследование структурно-организационных особенностей, специфики проявления, динамики и тенденций развития новых нетрадиционных культов, возникших на основе учения Рерихов в современной России; Рассмотрев особенности развития и характера функционирования данных течений, автор считает, что большинство рассмотренных неорелигиозных движений формально связаны с учением Рерихов. В них используются одни и те же исходные установки и понятия, но трактуются они произвольно, в зависимости от социальных, политических, мировоззренческих реалий и специфики оккультно – мистических практик. Это создает большое расхождение в структуре и практике движений, а также их адаптации в социальной среде. Учитывая особенности их теоретических установок и деятельности данные движения и организации автором выделяются: 1. группы и организации, являющиеся типичными ньюэйджевскими неорелигиозыми объединениями, созданными на базе теософского элемента учения Рерихов. 2. группы и организации, являющиеся псевдорериховскими и относящиеся по своим доктринальным установкам к неоязыческим или 3. псевдосциентистским движениям в рамках НРД. - выявлены основные тенденции и вероятные перспективы дальнейшей эволюции движения последователей учения Рерихов в современной России. По мнению автора исследования наиболее вероятными тенденциями является дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо – мировоззренческого направления в указанном движении, с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно – мистических и мистико – оккультных группировок, в связи с усилением исторически традиционных для России религиозных и социально – гуманистических движений. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: - во-первых, в том, что она впервые выявляет содержание и особенности конкретных течений и направлений, в том числе неорелигиозных, в русле единого движения последователей Рерихов в современной России, показывает их особенности, место и роль в более широком спектре отечественных ньюэйджевских культов. -во-вторых, содержание диссертации может способствовать дальнейшим теоретическим исследованиям в области НРД, как в виде развития отдельных тематических направлений, так и в виде дополнения теоретических концепций и выводов, полученных в ходе исследования. - в-третьих, практическая значимость диссертации заключается в том, что принципиальные ее положения, раскрывающие особенности проявления неорелигиозного творчества в периоды социокультурного кризиса, могут быть учтены при разработке программ общественного развития с целью их ориентации на утверждение основополагающих ценностей духовной культуры. - в-четвертых, данное исследование может быть использовано в различных формах учебной, методической и научно-исследовательской работы религиоведческого и культурологического направлений. Содержание работы а так же теоретические выводы, полученные в ходе анализа, могут быть использованы в составлении учебных программ спецкурсов по религиоведению и культурологии в вузе и школе. Апробация работы. Содержание и основные результаты исследовании были изложены диссертантом в выступлениях на ряде республиканских, всероссийских, региональных научных форумов: на Республиканских научно-теоретических конференциях «Наследие М.О. Ауэзова и образовательное пространство XXI века» (Семипалатинск, 2003,2004), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Лесной и химический комплексы – проблемы и решения» в секции «Человек и его среда» (Красноярск, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы философии в системе университета» (Красноярск, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной воинах (1939-1945)» (Красноярск, 2005), на Межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная система современных вузов и тенденция ее развития» (Красноярск, КрасГАУ, 2006). Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной научной и конфессионально-критической литературы и источников учений включает в себя 229 наименований. Содержание работы изложено на 150 страницах. | ||
![]() |
|