![]() | #1 | ||
Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Записей в дневнике: 1 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | ![]() http://www.pr.ua/news.php?new=4296 К 165-летию со дня рождения Куинджи Великий учитель жизни Сам Архип Иванович часто путался при упоминании даты своего рождения, в одном из запросов указал 1841 г. В его паспорте писались 1842 и даже 1843 годы. Существует еще одно свидетельство - вид на жительство, выданный в 1870 году Мариупольской городской управой. В нем отмечено, что Куинджи 28 лет. Отсюда датой рождения художника принято считать 1842 год. Так что нынешний, 2007-й год мариупольцы с полным основанием могут отмечать как юбилейный - 165-летия нашего великого земляка. Архип Иванович Куинджи был не только великим художником, но и талантливым учителем художников. Он открыл новую страницу своей жизни - педагогическую. О его чуткости, умении поддержать и направить молодых художников слагались легенды. Его ученики не копировали, они творили и поэтому становились не только замечательными живописцами, но и выдающимися людьми. Из его мастерских вышли такие художники, как Николай Рерих - его полотна красочно и вместе с тем философски воссоздают и жизнь древних славян, и далекую Индию; Аркадий Рылов - с его замечательным полотном "В голубом просторе". Рылову- лирику как бы противостоит Александр Борисов - первооткрыватель Дальнего Севера в искусстве. Для того, чтобы понять и почувствовать Север, он в конце ХІХ века поехал на Новую Землю и целый год прожил в одиночестве. Замерзали на палитре краски, на тридцатиградусном морозе примерзали рукавицы, а он писал этюды. Его работами восхищались Суриков, Васнецов, Репин. Константин Богаевский создавал неповторимый образ Крыма. Встающая из воды сказочная Атлантида, вулканы, развалины генуэзских крепостей и морские волны у берега - это мир художника. Кстати, Куинджи пригласил Богаевского в свою мастер-скую, когда его хотели исключить из академии за бездарность. Один из основателей латвийской живописной школы Вильгельм-Карл Пурвит, "латышский Левитан", влюбленный в вечерние лучи, сумерки над хуторами. Константин Вроблевский, увлеченный романтическими легендами родной Польши. Михаил Латри вместе с К. Богаевским работал в Крыму, Феодосии, он внук Ивана Константиновича Айвазовского. Николай Химона с его благоговением перед легендами и руинами Греции. Как Куинджи подбирал себе учеников? Молодой художник показывал свои работы, Архип Иванович неторопливо, внимательно рассматривал их, и, если они ему понравились, он тут же принимал его в свою мастерскую. Работали в мастерской много - Куинджи нельзя было разжалобить ссылками на усталость. "Искусство - не игра для развлечения, - говорил он. - Играть с искусством - тяжкий грех!" Сохранились воспоминания и о других его разговорах. Неведомский рассказывал, как Куинджи советовал ученикам: "Надо научиться выражать то, что нас волнует, что является вашим внутренним чутьем, вашим переживанием". Для каждого своего ученика Куинджи умел находить тот путь, который ближе всего вел к цели и отвечал размерам отпущенного ему дарования. Обратимся к свидетельству К. Богаевского: "Куинджи никого из нас не теснил: пиши - что хочешь и как хочешь. Лишь бы это было сделано не легкомысленно, а с большой любовью и убежденностью. И чтобы было в твоей работе "это внутреннее"... А "внутреннее" - это было не копирование природы, не натурализм, не эскиз и не картина, написанная по этюду, а комплекс тех впечатлений, который где-то глубоко откладывается в душе художника от виденного". Разбудить в учениках творческое восприятие мира - вот что учитель считал своей задачей; он требовал самостоятельности мысли, способности выявить свое, личное впечатление от природы. Но он не только требовал - ученики были его семьей. После занятий собирались за самоваром, ужинали все вместе по-студенчески: из соседнего трактира приносили сосиски и булочку, читали, спорили об искусстве, музицировали. Богаев-ский играл на гитаре, Латри - на мандолине, Зарубин - на скрипке. Иногда выступал и сам Куинджи - тоже со скрипкой. Его ученики, независимо от того, считались ли они прославленными художниками или заняли в истории русской живописи малое место, такие, как Я. Бровар или Е. Столица, Г. Колмыков или В. Зарубин, неразрывно связаны между собой общностью отношения к жизни. Они стремились воспитывать своим искусством в людях светлые чувства, расширить их мир, раскрыть им красоту и сложность жизни. И не случайно ученики Куинджи не были похожи друг на друга. Почти каждый из них - индивидуальность. Они нашли свою дорогу в жизни, и все- понимающий Архип Иванович всеми силами помогал им в этом. "С нами Куинджи и вся его святая сила!" - написал К. Богаевский на фотографии, где был снят выпуск великого учителя жизни. А. ПРОЦЕНКО, писатель, краевед. | ||
![]() |
|