Рег-ция: 09.03.2003 Адрес: Минск Сообщения: 14,228 Благодарности: 1,122 Поблагодарили 1,135 раз(а) в 831 сообщениях | Ответ: Критический разбор книги Е.И. Рерих «Основы Буддизма» с позиции современного Цитата: Сообщение от Олег С. Цитата: Сообщение от Кайвасату Состояние самадхи так же имеет степени, как и состояние нирваны. Какие степени Вы сравниваете с какими? Ведь, насколько я в курсе есть нирвана, а есть паранирвана, а есть махапаранирвана... | Я не совсем понял вопрос. Т.е. Вы отождествляете самадхи с нирваной? Давайте попробуем разобраться с терминами. | Я пока лишь предполагаю. Хотя, как мне правильно заметили, возможно именно состояние "Мокша" тождественно нирване. А вопрос был в том, что если сравнивать нирвану и самадхи, то нужно учитывать, что обе имеют различные уровни и потому нельзя сравнивать их на разных уровнях. Цитата: Что собой представляет самадхи? | Вот покопался в источниках, нашел такие определения: Вайшнавские. У вайшнавов самадхи - объединение сознания с Кришной, состояние высшего блаженства: Цитата: Состояние экстаза и слияния с высшим миром, которого Йог достигает во время созерцания | Цитата: Хотя сейчас её обычно называют раджа-йогой, большинство людей на самом деле имеют в виду аштанга-йогу, то есть восьмиступенчатую йогу, которая ещё называется хатха-йогой. К восьми составным частым этого метода относятся йама ("самоограничение и дисциплина"), нийама ("соблюдение религиозных предписаний"), асана ("позы тела"), пранаяма ("контроль и управление дыханием"), пратьяхара ("удерживание чувств от объектов чувств"), дхарана ("сосредоточение ума на Боге"), дхьяна ("медитация на Бога"), и самадхи ("полное погружение в Бога")". (из книги известного вайшнава -Сатьяраджа дас адхикари | Цитата: На стадии совершенства, называемой "самадхи", человек обретает настоящую свободу от всех страданий: его ум полностью отвлекается от материальной умственной деятельности. он осознает свою сущность чистым умом он ощущает безграничное трансцендентное блаженство через трансцендентные чувства. он никогда не отклоняется от истины, так как понимает, что нет большего выигрыша он никогда не бывает подвержен потрясениям В системе йоги существует два вида самадхи: Сампрагьята-самадхи - это осознание Брахмана. Человек достигает этого трансцендентного положения с помощью философских изысканий. Асампрагьята-самадхи - это осознание Параматмы. Для человека, достигшего этого состояния, уже не существует никакой связи с мирскими наслаждениями, поскольку он становится трансцендентным к ним. Он уже никогда не утратит этого состояния. | Цитата: Слово "самадхи" тесно связано со словом "самахитам", которое означает "состояние, в котором отвечаются все вопросы", или "состояние, в котором человек утверждается в своей истинной природе". Из любопытства, касающегося основных вопросов, которые ум хочет решить, ум перескакивает с одной мысли на другую и теряет покой. Но в тот момент, когда ум удовлетворяет свое любопытство, у него более нет причин блуждать туда-сюда, и таким образом он естественно устанавливается в своей истинной природе. Таким образом, ум находится в состоянии за пределами концепции языка, в котором он привык размышлять или производить модификации. Самадхи - это состояние за пределами мышления и ощущения, в котором индивидуальная душа связана с Верховной Душой. В самадхи человек отбрасывает все ограничения и причинности и наслаждается вечным блаженством и счастьем. Это не состояние растворения индивидуальности. | Ведические традиции: Цитата: Рамеш Белсекар: Самадхи (сам вместе; а к; дхи помещать вместе, соединять) состояние сверхсознания, глубокая медитация. Самадхи это йогическая практика, в которой ищущий (садхака) сливается с объектом своей медитации, достигая безграничного блаженства. Термин Самадхи также означает мемориал в честь какого-нибудь святого; это может быть кирпичная или каменная конструкция или же колонна. Махасамадхи это уход из жизни святого, который, как считается, достиг с растворением физического тела вечного состояния сверхсознания. | Цитата: У. Я пpидеpживаюсь того мнения, что физическое тело человека, погpyженного в самадхи в pезyльтате непpеpываемого созеpцания* Самости, может стать по этой пpичине неподвижным. Оно может быть активным или нет, но yм, yстановившийся в таком созеpцании, не бyдет затpонyт движениями тела или чyвств, не бyдет и беспокойства yма, являющегося пpедтечей физической Деятельности. В то же вpемя дpyгой человек, возpажая, доказывает, что физическая деятельность, несомненно, пpепятствyет самадхи или непpеpывномy созеpцанию. Каково мнение Бхагавана? Вы есть живое доказательство моего yтвеpждения. М. Вы оба пpавы: вы говоpите о сахаджа ниpвикальпа самадхи, а дpyгой о кевала ниpвикальпа самадхи. В последнем слyчае yм жив, но погpyжен в Свет Самости (посколькy в глyбоком сне yм находится в темноте неведения), и сyбъект пpоводит pазличие междy самадхи и деятельностью после выхода из самадхи. Более того, активность тела, оpганов познания, жизненных сил, yма и внимание к объектам являются пpепятствием для yстpемленного к постижению кевала ниpвикалыга самадхи. В сахаджа самадхи, однако, yм pаствоpен в Самости и yтpачен. Следовательно, pазличий и пpепятствий, отмеченных выше, здесь не сyществyет. Активность такого Сyщества подобна коpмлению спящего pебенка, воспpинимаемомy наблюдателем, но не самим сyбъектом. Пyтешественник, глyбоко спящий в движyщейся повозке, не осознает ее движения, посколькy его yм погpyжен в темнотy. В то же вpемя сахаджа-джняни не осознает своих телесных активностей, ибо .его yм меpтв, бyдyчи pаствоpен в экстазе Чидананды (Блаженства Самости).(Шpи Рамана Махаpши) | Адвайта. В адвайте самадхи - полное освобождение - состояние единения "Я" с Абсолютом : Цитата: Когда все мысли прошлых состояний прекращаются и интеллект погружается в причинное состояние, тогда приходит глубокий сон. Атман, мнящий себя ими обоими, известен как Праджня. Эта триада звук "М". Звук "А" должен раствориться в звуке "У", и "У" в звуке "М". Звук "М" должен погрузиться в АУМ, который сольтся с высшим "Я". "Я" Атман, Зрящий, Целостный, чья природа чистое Сознание (чит). "Я" не неведение или даже его следствие, но "Я" вечно чистый Брахман, сияющий, бдящий, свободный; "Я" абсолютное Быти, высшее Блаженство, недвойственность и глубинное ядро Сознания. Пребывание в этом состоянии неразличения [называется] самадхи (Шри Шанкарачарья "Пятеричность") | Цитата: Сделав неизменной мысль и придав ей форму Брахмана,Правильно распространив, ее зовут знаньем, или самадхи. В этом нетворимом благе пусть подвижник укрепится.Овладев им, он сумеет вызывать его мгновенно. И тогда от средств свободным, совершенным станет йогом.Но нельзя его оформить только мыслью или словом. В достижении самадхи много встретится препятствий:Нарушенье распорядка, лень, желанье удовольствий. Морок, тупость, искушенья, рассеянность и пустота Вот препятствия из многих тем, кто Брахмана взыскует. Мысль о сущем также суща, мысль о пустоте пустая.Мысль о полном также полна. Упражняйся в полномыслье. Те, кто мысленно покинул чистоту и высь Брахмана,Напрасно живут и, хотя люди, подобны животным. Те, кто осознал эту мысль, осознав, ее взрастил, Люди лучшие, счастливые, почтенные в трех мирах. Те, в ком эта мысль растет, а также после созревает,Они Брахманом прониклись не те, кто спорит о словах. Кто ловко Брахмана толкует, но страстями мысль сгубил, Тех незнанье наихудшее: вновь и вновь они рождаются. Кто же ни мига не пребудет мыслью Брахмана вовне Те подобны в это смысле Брахме, Санаке и Шуке. Причина в следствие переходит, не следствие в причину.Причинность лишь исследуй, осмыслив небытие следствия. Тогда воссияет Реальность, речам недоступная.Глядя на кувшин из глины, вновь и вновь прозревай это. Таким образом возникает мысль о Самости Брахмана,Затем, в чистом сознаньи, состояние высшего знанья. Пусть же причину отличной усмотреть попытаются И тогда увидят ее вечно присущей следствию. Нужно в следствии видеть причину и тогда его устранить.Когда причина уйдет, наконец, останется мудрость. О вещи упорно мысля, ясно ее представляя,Ею становятся вскоре. Пример: пчела и личинка. Незримый в форме быванья, все это, собственно, разум.Пусть мудрый о нем постоянно, как об Атмане, мыслит. Зримое сделав незримым, пусть помнит: Брахман причина.Сведущий в вечном счастье пребудет с мыслью, полной смысла. Эти шаги перечисленные раджа-йогой зовутся.Те, кто еще не созрел, с хатха-йогой ее сочетают. Но для созревших умом одна лишь она плодотворна.Гуру и богу преданные все легко постигают. (Шри Шанкарачарьи "Незаочное постижение") | Йога: Цитата: В дхъяне еще различаются мыслящий, мышление и мыслимое (dhyata, dhyana, dheya). Когда эти три составляющие сливаются друг с другом и растворяются в единстве -- это самадхи. Слово самадхи можно разделить на три части: sam, обозначающую идею собирания, а -движение вовнутрь и dhi, передающую идею неподвижности, установки. То есть это не "выход в астрал", не транс, не экстаз, как часто понимают, но, вернее, по удачному неологизму Мирчи Элиаде, инстаз. По другому разделению (sam + а + adhi), это слово выражает идею совмещения или направленности вверх. Слово "сосредоточение", выбранное вслед за Вивеканандой переводчиками Йога сутры на русский язык,*26 не очень удачно: "сосредоточение" точнее соответствует санскритскому ekagrata. В русском языке этимологически ближе к смыслу санскритского самадхи слова "самостность", "свершение" или "завершение". Согласно Йога сутре, самадхи происходит, когда ум без остатка погружается в объект созерцания и сознание заполняется светом умосозерцаемой формы. При этом прекращается деятельность сознания, отделяющая"я" от "не-я", т. е. в сознании снимается последнее и главное противопоставление -- субъекта и объекта. Состояние самадхи характеризуется устранением склонности ума к распространению на многие объекты (т. е. рассеянию) и приобретением способности сосредотачиваться на одном объекте. И та и другая склонность являются естественными формами ума, и, согласно санхкье, считающей возникновение лишь проявлением существующего неявно, самадхи уже существует в каждом и поэтому задача состоит не в приобретении, а в раскрытии самадхи, доселе скрытого волнениями ума. Когда эти две тенденции в уме совмещаются и взаимопроникают друг в друга, обычное познавательное действие с его противоречиями прекращается. И в этом возвышенном состоянии имеются свои градации. Есть два главных вида самадхи: с познаванием (samprajnata) и без познавания (asamprajnata), первое -идущее по пути все большего познания через рассуждение, распознавание, блаженство, а второе -- достигаемое удалением всякой умственной деятельности. Сампраджнята самадхи, в свою очередь, можно подразделить на стадии: -- "с рассуждением" (savitarka); -- "без рассуждения" (nirvitarka), где сознание освобождается от внутреннего словесного оформления идеи этого объекта; -- "с размышлением" (savicara) лишь о значении или сущности того или иного объекта; -- "без размышления" (nirvicara), т. е. свободное от оформления этих тонких сущностей в каких-либо знаках; -- "с блаженством" (sananda), в котором еще сохраняется принцип "я", но он уже не соотнесен с внешними объектами и наслаждается, блаженствуя в самом себе; -- "с блаженством _я есть"", или -- обертонально --"с блаженством, озаренном улыбкой" (sananda sasmita). Здесь созерцающее сознание освобождается от влияния принципа "я", которое, еще не исчезая совсем, переходит в скрытое потенциальное состояние. По мере углубления состояния самадхи ослабевают подсознательные побуждения и стремления ума (самскары), пока в конце не "поджарятся семена кармы-" и не будет достигнуто "бессеменное" (nirbija) самадхи, т. е. уничтожатся причины, которые могли бы привести к новым мыслям и новым рождениям (1.51). Существует промежуточная форма самадхи между сампраджнята и асампраджнята, так называемое "облако добродетели" (dharma mogha), когда ум освобождается от влияния всех мыслительных потенций, отсутствует привязанность и вызываемый ею интерес даже к созерцанию каких-либо объектов. Единственное, что сохраняется, -- это "различающее познание" (viveka prajna). Корень авидьи вырван, последствия дурных и добрых дел устранены. Это и есть, собственно, состояние "живущего свободным" (jivanmukta). Что же касается состояния асампраджнята самадхи -- оно находится за пределами описаний и объяснений" ("Упанишады Йоги и Тантры" сост. Б.В.Мартынова) | Цитата: САМАДХИ (samadhi, м.): "свершение", "завершение", "совершенство", "самость". Конечное сверхсознательное состояние достижения и постижения самого себя; единство объекта и созерцающего; восьмая, заключительная, ступень йоги Патанджали. Достигается очищением и упорядочением умственной деятельности, достижением умиротворенности (santi) и сосредоточением, в котором совершенная самопогруженность легко переходит в духовную обособленность (kaivalya) от проявленного и изменчивого мира. Поэтому самадхи противоположно экстазу, так как в этом состоянии не выходят из себя, но входят, достигая самости, самостоятельности. | Цитата: "Но это еще не все. Существует и более высокий уровень, на котором способен действовать ум, — сверхсознание. В то время как неосознанность находится на уровне ниже сознания, эта деятельность ума находится над сознанием, и она свободна от чувства эгоизма. Эгоизм есть чувство, присущее только среднему уровню. Когда ум поднимается над ним или опускается ниже него, чувство “Я” исчезает, однако ум продолжает действовать. Состояние, при котором ум выходит за линию самосознания, называется самадхи, или сверхсознание. Например, как определить, соскользнул ли человек, находящийся в самадхи, на более низкий уровень или поднялся выше? Ведь в обоих случаях исчезает чувство “Я”. Ответ состоит в том, что по результату можно судить о том, был ли ум погружен в низший слой или поднимался ввысь. Когда человек спит, он все равно управляет телом, он дышит, он совершает движения во сне, хотя себя не ощущает, возвращается же в бодрствование таким же, как заснул. Это тот же человек, с прежней суммой знания, которая не выросла за время сна. Человек не испытал никакого прозрения. Иное дело самадхи: человек входит в это состояние глупцом, а выходит мудрецом. Откуда эта разница? Если последствия различны, то различны и причины. Поскольку прозрение, полученное через самадхи, гораздо выше того, что могло бы дать подсознание, гораздо выше того, что он мог бы получить путем логических умозаключений, то следует признать, что это — сверхсознание, что самадхи есть состояние сверхсознания."... Цель всех стадий йоги есть научно обоснованное приближение к самадхи, к переходу в сверхсознание. Более того, и это очень важно, сверхсознание является природным свойством всякого человека в такой же степени, в какой оно было присуще пророкам древности. Пророки не были людьми уникальными, они были такими же, как мы с вами. Они были великими йогами, они привели себя к состоянию сверхсознания, и мы с вами тоже можем сделать это. Сам факт достижения сверхсознания одним человеком говорит о том, что это возможно и для других. Не просто возможно, каждый должен в конечном счете достичь этого состояния — оно и есть религия. Наш единственный учитель — опыт. Можно всю жизнь говорить и рассуждать, но так и не произнести ни слова истины, ее нужно пережить. Нельзя выучить хирурга, просто дав ему в руки стопку книг. Нельзя удовлетворить мою тягу к чужой стране, показав ее на карте, мне необходимо подлинное восприятие. Карты могут лишь вызвать любознательность, но в этом их единственная ценность. Цепляние за книги только разлагает ум человека. Можно ли вообразить богохульство более ужасное, чем заявление, будто в той или иной книге содержится познание Бога? Как смеет человек провозглашать бесконечность Бога и пытаться втиснуть Его между обложек тощей книжонки! Миллионы людей погибли, потому что не верили написанному в книгах, потому что отказывались видеть Бога на книжных страницах. Конечно, сейчас из-за этого уже не убивают, но мир и по сей день прикован к книжной вере... Самадхи — природное свойство каждого человека, да и каждого животного тоже. Все живое, от неприметнейшей твари до прекраснейшего ангела, рано или поздно должно испытать самадхи, ибо лишь тогда раскрывается перед нами истинная религия. Все, что этому предшествует, — не более, чем трудное продвижение к этому состоянию. Пока мы не пришли к нему, нет разницы между верующим и неверующим. Зачем упражнять себя в сосредоточении, если не ради вот этого познания, с обретением которого исчезают все скорби, отлетают все страдания, сами семена понуждения к поступкам сгорают и душа пребывает свободной навеки. (Свами Вивекананда) | Самадхи - единение с объектом медитации, состояние, где объяект и субъект перестают существовать. Вот ещё что инетерсно, что в жизниописании великого Тибетского йога Миларепы ("Джецюн-кахбум") последняя, 12 глава называется "Нирвана", а расказывается в ней о переходе Миларепы в самадхи, чем видимо ставится знак равенства ежду понятиями: Цитата: После этих слов Джецюн (Миларепа) погрузился в спокойное состояние самадхи. Так, в возрасте восьмидесяти четырех лет* Джецюн покинул этот мир. Это случилось на рассвете четырнадцатого дня последнего зимнего месяца, в год дерева и зайца [1135 г. н. э.] ------------ *"Владыка Гаутама Будда также вошел в паринирвану в возрасте восьмидесяти четырех лет". -- Шри Ниссанка | Цитата: Согласно ведической традиции нирвана - идеал религиозного освобождения, сущность которого в слиянии индивидуального начала дживатмана с высшим первоисточником бытия Атманом, избавление от причинно-следственной зависимости кармы и выпадение из круговорота бытия-сансары. В буддизме нирвана – это исчерпание причин сансарного бытия, состояние конечного Освобождения. Малой нирваной называют освобождение от круговорота бытия, которого достигает практик Хинаяны. Если речь идет о будде, то нирвана — это великое непребывающее состояние просветления, которое не впадает ни в крайность сансарного бытия, ни в пассивное состояние угасания, достигаемое архатом. | Что-то я не понял разницы. Вы считаете, что может быть что-то выше, чем единение с Абсолютом? А по поводу разных нирван зря Вы не хотите обсудить, ведь в том-то и суть, то если есть паранирвана и махапаранирвана, то нирвана - не окончательное освобождение! __________________ Те, к кому труднее всего испытывать любовь, нуждаются в ней более других... |