![]() | #7 | ||
Рег-ция: 02.02.2006 Адрес: Харьков Сообщения: 1,319 Благодарности: 6 Поблагодарили 17 раз(а) в 17 сообщениях | ![]() Диаграмма 4-х центров человека (по П.Д.Успенскому). .................................................. ................................................ Интеллектуальный центр ![]() .................................................. ................................................. Эмоциональный центр ![]() Средняя часть тела: грудь .................................................. ................................................ Двигательный и инстинктивный центр ![]() Спина и нижняя часть тела .................................................. .................................................. ... Итак, человек в системе Г.И.Г. рассматривается как хорошо сбалансированная машина. Деятельность машины зависит от внешних впечатлений. Центры машины превосходно приспособлены к получению каждым из них соответствующих впечатлений и к реакции на эти впечатления. В действ-сти эти центры заполняют всё тело человека. В первоначальных планах природы для обеспечения непрерывной работы центров была целесообразна их взаимозаменяемость. Постепенно взаимозаменяемость стала избыточной и центры стали каждую минуту покидать своё "рабочее место", выполняя работу другого центра. Напр., двигательный центр может до известного предела имитировать работу интеллектуального центра, но он способен производить лишь смутные и бессвязные мысли, напр., в снах и грёзах. В свою очередь, интеллектуальный центр может работать за двигательный, когда мы пишем не автоматически, а думая о каждой букве, или идём по лестнице, думая о том, как переступить каждую ступеньку, либо набираем текст, задумываясь о каждой букве на клавиатуре. Каждому известно чувство облегчения, когда движения становятся привычными (водительская реакция рук на встречные объекты, монотонная работа на конвейере и т.д.). Это значит, что движение перешло из интеллектуального к двигательному центру навсегда. Для самоизучения необходимо фиксировать методом самонаблюдения не только правильную работу центров, но и неправильную. Самым медлительным явл. интеллектуальный центр. Его реакция в 30 000 раз медленнее двигательного и инстинктивного центров. Реакция эмоционального центра соотв-но быстрее в 30 000 раз двигательного. Можно даже попробовать думать над тем, куда поворачивать, влево или вправо, если на тебя едет махина, но это будет "эксперимент" ценою в жизнь. Человек выпивает стакан алкогольного напитка и в ту же секунду испытывает множество ощущений - теплоту, расслабленность, облегчение, "чувство благополучия" и т.п. Чувства человека могут быть разными, но тело практически сразу отвечает на спиртное. Хотя известно, что любое вещество, поступающее через рот в тело, как бы анализируется организмом различными путями, а затем либо принимается, либо отвергается. Вся работа интеллектуального центра разделяется на 2 части: утверждение и отрицание; "да" и "нет". А вот в эмоциональном центре нет ест-ной отрицательной части. Радость, симпатия, привязанность, уверенность в себе положительны. Но скука, раздражение, ревность, зависть, страх искусственны, т.к. основаны на инстинктивных эмоциях посредством воображения и отождествления. Даже стремление к познанию и чувству красоты и гармонии, смешиваясь с отождествлением, тут же соединяются с отрицательными эмоциями - спесью, тщеславием, эгоизмом и т.п. А для положительных эмоций, - любви, надежды, веры, - тесны рамки интеллектуального центра и они требуют высшего состояния расширяющегося сознания, а также единства самосознания и воли. Нет ничего механичнее в жизни, чем отрицательные эмоции, вызывающие страдания. И человек должен пожертвовать этими страданиями. В действительности же человек готов пойти на всё, что угодно, лишь бы не расставаться с отрицательными эмоциями. Главной трудностью на пути практического наблюдения за отрицательными проявлениями Георгий Иванович назвал отождествление себя со всем сказанным собою, со своими симпатиями и антипатиями, желаниями и чувствами. Человек, поглощаемый приобретенными привычками, не способен смотреть непредвзято на объект своего отождествления. Далее П.Д.Успенский называет следующие пороки: отождествление себя и с другими людьми (чтО о нём думают, восхищаются ли им, отдают ли ему должное) - т.н. "учитывание" ; ложь; воображение, отвлекающее от наблюдений за собой, и болтливость, сводящую на "нет" результаты работы над собой. Т.о. образом самонаблюдение и изучение себя по системе Гурджиева - это I-й шаг к расширению сознания и обретению подлинной свободы от своей низшей личности. Возможно, кому-то я уже поднадоел, тем более, что только сегодня прочитал вышеприведенное и ещё не могу свободно оперировать терминами, но "А" сказано и не в моих правилах после 2-3-х ничего не значащих постов сбрасывать тему вниз. Вот такой он этот шаг и к системе самосовершенствования методом хореографии, позаимствованной Георгием Ивановичем в одном из тибетских монастырей. В заключение уже в голову ничего лучше не приходит, как вызубренное в институте определение действия: "Действие - это психо-физический акт, направленный на достижение цели". Там нет ничего такого, чего не было бы здесь. | ||
![]() |
|