![]() | #395 | ||
![]() Цитата:
![]() Богом тантризма является Абсолют, Высшее Сознание, являющее себя в двух аспектах, Шиве и Шакти. В тантрической сотериологии и культе Шакти (сила Сознания, вимарша) играет ведущую роль. Пракрити (букв. "природа"), материальная основа мира — это одна из эманаций Шакти (проявлений Сознания), равно как и Пуруша (душа, джива или ану). В ведической религии Богом тоже был Абсолют, которого называли по-разному, в зависимости от того, какой своей силой он проявлялся. Стандартное имя Абсолюта как такового было Рудра (он же Бхава и Шива). Все остальные боги — Индра, Агни, Сома, Варуна и пр. — представлялись как проявления Рудры и отождествлялись с ним. Пуруша Ригведы — это вовсе не Пуруша Санкхьи (душа), но сам всевышний Рудра. Это видно по сопоставлению гимна Пуруши из Ригведы с Шветашватара-упанишадой, одной из 11 великих Упанишад, входящих непосредственно в Веды. Кроме того, в тантризме совершенно нет идеи "борьбы с природой". Наоборот, пракрити видится как проявление Сознания и потому как сакральная. Бороться с ней глупо, и подобная борьба ведет лишь к закабалению в иллюзии. Поэтому с точки зрения Тантр классическая йога (и аналогичные ей по сути учения) не ведет к высшей реализации — как раз потому, что она отрицает пракрити. В сказанном Р. Ролланом верно лишь то, что тантризм выделяет больше женское начало, тогда как ведизм — мужское. Остальное — ахинея чистой воды. В том числе утверждение о якобы единственности Рамакришны — при всем моем почтении к последнему. | |||
![]() |
|