Сообщение от С.Ю.Ключников "Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем" /Президент Центра "Беловодья", психолог, исследователь рериховского наследия, старший научный сотрудник Института Мировой Литературы/, Из материалов Международной общественно-научной конференции 1996 года "Духовный образ Росии в философско-художественном наследии Николая Костантиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих" "... Русский человек должен стать гармоничным жизнерадостным существом (вспомним слова Достоевского о Пушкине: "Это совершенный русский человек, каким он будет через 200 лет"), органически соединяющим в себе национальное, общечеловеческое и космическое начало. Он должен стать истинным Агни Йогом, огненно устремленным космическим гражданином мира, посвященным и связанным с Иерархией. С этой точки зрения мы, как представители рериховского движения - одна из серьезных духовных сил современности. Нас много чисто количественно (не менее 100.000 человек в официальных рериховских и околорериховских организациях), но и если бы мы были едины и совершенны по качеству, мы были бы непобедимы. Много для реализации идей Рерихов сделано и в МЦР, и в регионах. И тем не менее - наше влияние чисто земного характера (а Учение говорит "руками и ногами человеческими") на события, на власть, на культуру, на средства массовой информации пока минимальны. Мы пригрываем тьме в масштабах старны, проигрываем людям абсолютно лишенных серьезных духовно-эзотерических знаний - бизнесменам, политикам, спортсменам, адвокатам, журналистам, даже челнокам по их вере в себя и по влиянию на жизнь. - Мы обладаем рядом отрицательных качеств: а) не умеем работать (в смысле деловых адаптивных способностей); б) ленивы; в) малообразованны; г) фанатичны; д) боязливы; е) не реализовали серьезно ни одну научную идею Учения; ж) догматичны (и зачастую обладает сектантской психологией - мне это горько говорить, я полемизировал на этот счет и отрицал это с одним представителей РПЦ, но это не возымело воздействия). Как мы выглядим для восприятия простых людей? Я специально занимался статистикой - как воспринимает образ типичного Рериховца среднестатический человек. И вот что у меня получилось: Рериховец - "юноша бледный. со взором горящим" (цитата из Брюсова), слабый наивный, беспомощный, не от мира сего, не умеет работать, не умеет зарабатывать деньги, иждивенец, малокультурный фанатик, контактер, ходит по клубам, читает Лазарева и про экстрасенсов, узкомыслящий, уверенный, что каждое его движение и чихание поддерживает Шамбала, незащищенный, вечно конфликтует с такими же, как и он, самоувенный - короче неадекватный. Почему мы выглядим так малоуспешно и неадеквактно и дает повод нас так воспринимать? Я, например, воспринимаю эту статистически немалую оценку как личное поражение. Мне не удалось изменить общественного отношения к нам. Все мы знаем, что Н.К. и Е.И.Рерихи - это две стороны одной медали истинной духовности. Николай Константинович работал в большей степени на стезе внешней активной деятельнсти, искусства и культуры, Елена Ивановна - больше отвечала за внутреннюю духовную часть их миссии. Они, эти две стороны, не расторжимы и только этим можно объяснить их успех. Но мы, последователи, разорвали эти две части и исказили оба направления. У нас преобладают два ложных образа: а) ложный образ рериховца - всюду ищущего темных, фанатика, спорщика, ориентированного на чисто слайдовский внешний уровень рериховского наследия, избегающий суровой внутренней работы; б) ложный образ Агни Йога - человек, увлекающий биоэнергетикой, сенсорикой, контактерством и т.д. Скажу, может быть, неприятную вещь, но считаю оба варианта отклонений от истинной траектории пародией на русского человека и на Силы Света. Сейчас больше всего требуется сила. Сила духовной личности, личным примером способной отстоять Свет. Мы же пока свечки, представляем клубную духовность со сниженной пассионарностью, плохо ориентируемся в жизни, отстали от неё, не понимаем явления, вождей, политиков, не знаем, за кого голосовать, кому верить. Я не призываю последователей Рерихов к политизации, но элементарное понимание сущности современной политической борьбы и более четкая гражданская позиция нам не повредит. Для условий сегодняшней России предложу Вам образ истинного Агни Йога, который, по-моему, может и должен вытянуть ситуацию кризиса: Агни Йог вообще - сильный, целостный, победивший сомнения, с открытым сердцем, ясным сознанием и умом, хорошо тренированный в овладении собой и своей психической энергией, способный управлять мышлением, концентрацией внимания, творчески состоятельный, успешный во всех областях жизни, культурный мастер жизни, любящий и понимающий Россию и сердцем, и умом, при конфликтах сурово прежде всего спрашивающий прежде всего с самого себя. Агни Йог-мужчина - духовный, устремленный к Свету, соединивший сознание и сердце, сильный, тренированный, знаток эзотерических учений, хороший профессионал своего дела. Владеющий иностранными языками, восточными единоборствами, западными технологиями, умеющий зарабатывать деньги, находчивый, физически здоровый, выносливый, успешный, превыше всего ставящий служение Свету. Деньги и внешний успех в жизни для него не самоцель, но умения, которые он подчиняет Высшему. Агни Йог-женщина - светлая, красивая и внешне и внутренне, сердечная, обаятельная и духовным обаянием, счастливая жена, мать, любимая, преодолевшая одиночество и нашедшая если не духовную половину, то духовно близкого человека, но не оставившая Учение ради счастливого личного очага, а продолжающая духовный путь, вдохновляющая спутника на подвиг и творчество, смягчающее мужскую резкость в социуме, вносящая мягкость и гармонию, нашедшая себя. Если мы с Вами с поправкой на время воспитаем из себя сообщество примерно таких людей и сумеем между собой сгармонизироваться, то мы сможем построить новую общинно-духовную цивилизацию в масштабе планеты. Цивилизация - это цикл жизни, образ жизни, экономика, но это прежде всего - стиль жизни. Серьезные победившие в истории общественные движения - это всегда привлекающие людей стиль жизни. Таковыми были ранние христиане, бедные, но ставшие огромной влиятельной силой, или предстаивтели религиозно-мистических орденов-вредневековье (Тамплиеры, богатые и во многом опередившие свою эпоху), наконец, русские революционеры. Все они, какими бы разными не были, привлекали к себе людей своей силой, энергией, увлеченностью. Мы пока привлекаем не очень много и не совсем тех. У нас пока нет истинных пассионариев в стиле жизни. Закончу призывом к каждому становится светлым пассионарием духа и работать на спасение России углублением в идеи Учения и применением их в своей жизни". |