Просмотр полной версии : Симон Соловейчик «Педагогика для всех»
Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Написанная выдающимся педагогом, литератором, общественным деятелем Симоном Соловейчиком, книга заслуживает того, чтобы стать настольной для всех родителей и учителей.
Это самая необычная книга о воспитании. И, как у каждой необычной книги, у нее есть своя история. История эта началась, когда у автора, уже много лет занимавшегося педагогикой, отца двух взрослых детей, родился сын Матвей. К этому моменту замысел книги был уже готов. Казалось ясным, что и как писать о воспитании. Но неожиданно все изменилось: Соловейчик понял, что не только он воспитывает сына, но и сын воспитывает его. Он так и решил назвать книгу: «Педагогика от Матвея». Но потом оказалось, что это история не только про него и Матвея. Это история о том, что происходит между каждым взрослым и каждым ребенком. Так появилась «Педагогика для всех».
Изданная в середине 80-х, книга стала сенсацией. Ее читали и перечитывали, передавали из рук в руки, берегли как самую большую ценность…
Мы все мечтаем, чтобы с нашими детьми все было хорошо. Но что для этого нужно?
Откроем книгу Симона Соловейчика…
http://1001.vdv.ru/books/pdv/
Скачать книгу одним архивом можно здесь http://libbox.info/book_reading_103297.html
"...Любовь матери и отца к ребёнку делает их мудрыми, учит понимать ребёнка, учит прощать. Любовь заставляет нас видеть в ребёнке лучшее, надеяться на лучшее, поддерживать его слабые силы. Пока ребёнок чувствует нашу любовь к нему, он уверен в себе, он не одинок, он знает, что он хороший и достойный человек. Любящая мать и не воспитывает вовсе, она любит – а следовательно, строит... Для любящего любимый – будь то взрослый или ребёнок – никогда не помеха. Любящий не скажет: «Уйди, ты мне мешаешь». Он говорит: «Иди ко мне, ты мне нужен, мне с тобой всегда хорошо».
...Главные педагогические книги нашего века называются: «Как любить ребёнка», «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма».
Вдумайтесь: поэма, сердце, любовь..."
Симон Соловейчик
...Начать с того, что в давние времена сын крестьянина, как правило, становился крестьянином, а сын купца - купцом. Девушка не искала жениха - его находили родители, молодой человек не искал невесту - это было дело свахи, а затем "стерпится - слюбится". И в каком месте жить, в каком селе или городе - тоже решала жизнь, судьба, а не сам человек. От человека же требовалось послушание жизни точно так же, как требовалось от него послушание отцу, поскольку отец был руководителем хозяйства, предприятия по производству и отчасти продаже продуктов, а на предприятии дисциплина - главное.
Образ воспитания отвечал образу жизни. От выросшего сына требовали послушания, но ведь ему и давали больше, а не меньше, чем теперь. Ему давали дом, или наследство, или приданое для обзаведения хозяйством, давали профессию, давали готовый образ жизни - ему не приходилось выбирать, не нужно было выбирать.
Теперь, как и прежде, говорят: "Слушайся, слушайся!", а потом - иди, сам строй свою жизнь, будь активным и самостоятельным человеком. А если сын попросит помощи, то на весь мир жалуются: "Ну и дети пошли, до пенсии им помогай!"
Теперь, как и прежде, смотрят за девушкой: ни-ни! Не ходи на эти танцульки, рано тебе о любви думать, сиди дома и делай уроки. Но жениха ей искать не станут, а еще и упрекнут с возрастом: "Другие-то все уже замужем, а ты?"
Образ воспитания расходится с образом жизни. Мы ждем от выросших детей то, чего не дали им в детстве. Не сеяли, а приехали с жаткой.
Вырастает молодой человек, которому предстоит выбирать профессию (и все кругом говорят о призвании), выбирать жену (и все кругом - о любви), выбирать образ жизни (и все - о свободе), - у него совершенно другой внутренний мир, другие представления о жизни, а воспитывали его методами, выработанными тысячу лет назад... Что же может получиться из такого воспитания?.. (Симон Соловейчик "Педагогика для всех")
северина
02.08.2009, 12:33
Нада
Тема воспитания, видимо, никого не интересует, люди заняты собственным развитием.
Позвольте поделиться с Вами собственными мыслями.
Человек несёт в себе два начала: животное и божественное.
От животного в ребёнка закладывается ДНКА матрица, а от божественного закладывается в ребёнка нравственная сторона родителей, их отношение друк к другу и их отношение к миру.
Сперма и яйцеклетка за период созревания берёт нравственный срез родителей и является контейнером божественной сути человека.
В чем наша свобода? В наших помыслах. Мысль не подлежит уничтожению, она стремиться к воплощению.
Отсюда следует вывод - МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА СВОИ МЫСЛИ!
В период беременности и до сознательного использования речи ребёнок продолжает воспринимать мысли и эмоции окружающих его близких на подсознательном уровне.
Это и является его человеческой сутью.
Лет до трех можно исправить многое, в лучшую или в худшую сторону.
Заложить понятия добра и зла, сострадания, можно только тогда, когда ребёнок напитан чувством безопасности - первая потребность всех живых существ.
Чувство защищенности - безопасности обязаны дать близкие.
северина
02.08.2009, 13:06
Помечтаю:
Развитием Духа надо заниматься до зачатия, если родители желают своему ребёнку добра.
Будет понимание ответственности за свои мысли, будет оздоравливаться и общество.
Но есть и опасность в разделении добра и зла.
Наш Мир дуален, необходимо равновесие.
Видимо, есть на Земле высокие души, коль столько зла вокруг.
Земля - место выращивания Творцов других Миров?
Нада
В чем наша свобода? В наших помыслах. Мысль не подлежит уничтожению, она стремиться к воплощению.
Отсюда следует вывод - МЫ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА СВОИ МЫСЛИ!
В период беременности и до сознательного использования речи ребёнок продолжает воспринимать мысли и эмоции окружающих его близких на подсознательном уровне.
Это и является его человеческой сутью.
Так интересно. Действительно, даже порой вообще неважно, что ты говоришь ребенку, а важно как сказал, потому что личный пример при воспитании - это его наиглавнейший критерий. Это интересно подметил и Симон Соловейчик.
"...Ранним воскресным утром я рассказывал ему на кухне сказку о репке. Честно говоря, мне больше хотелось спать, но мальчик проснулся, и если его не занять, он поднимет на ноги весь дом. Сказку он любил, слушал внимательно, и все было хорошо, пока репку тянул дед, тянула бабка, тянула внучка...
На собаке Жучке мы споткнулись.
Я заметил, что Матвей вовсе не слушает меня, а поднял локти и странно вертит ими, словно собирается взлететь.
Что такое?
И тут я понял, что сижу за столом, облокотясь и подперев голову рукой. Мальчик, подражая мне, хочет сесть таким же чудесным способом, но, увы, не достает локтями до стола, только тщится.
Понимаете? Я думаю, будто рассказываю сказку, учу доброму, а на самом деле я учу его облокачиваться, только и всего.
Снова я должен употребить слово "поразило". Это столкновение между "я думаю, что..." и "на самом деле" поразило меня. Может быть, и на каждом шагу я добиваюсь одного, а происходит что-то другое? И это ДРУГОЕ и есть подлинное воспитание?
Учу одному - а научаю другому. Не этим ли объясняется, отчего на одних и тех же сказках вырастают и хорошие, и дурные дети?"
"Я стал присматриваться к отношениям старших и детей.
В кабинет старого, почтенного человека вбежал при мне пятилетний внук хозяина:
- Дедушка, дедушка, посмотри, как я нарисовал!
Дедушка осадил мальчика:
- Разве ты не видишь, что мы разговариваем?
Мальчик сник и послушно вышел из комнаты.
Раньше я сказал бы про себя или вслух: "Ну зачем так грубо", теперь, после истории с "Репкой", я вижу: дедушка дал внуку не один урок, а два. Первый - урок культуры: нельзя прерывать взрослых. Второй - урок нравственного бескультурья: ничего не стоит погасить радость человека, осадить его, пользуясь старшинством, предать. Ведь если бы в комнату столь же бесцеремонно ворвался старый друг, его не осадили бы. Хозяин нашел бы способ не обидеть ни его, ни гостя. И это было бы по-человечески. С мальчиком же дедушка поступает педагогически - то есть худшим образом.
Мама с девочкой ждут троллейбус, девочка подняла руку к лицу с явным намерением поковырять в носу. Предупредительная мама говорит:
- Врезать тебе? Или сама догадаешься?
Два урока. Урок культуры - не ковыряй в носу, неприлично, и урок бескультурья - "врезать тебе?".
Восьмиклассник хорошо рисует, у него явные способности, он тихий, умный паренек. Но маму заботит, что он горбится, когда сидит за столом. К тому же он не причесывается. Сто раз говорила ему мама: "Не горбись!" - и двести раз: "Причешись!" Горбится и не причесывается. Интеллигентная мама отвела сына к врачу-психиатру: "Что с моим мальчиком? Он болен! Он горбится и не причесывается!" Психиатр прописал бром, но не сыну, а маме.
Два урока. Урок культуры - не горбись, причесывайся, и урок безжалостности. Поход к врачу, подозрение в психическом заболевании даром не пройдут."
"Воспитание, повторим, - это обучение средствам для достижения своих и общих целей.
Мама говорит неудачному (на ее взгляд) сыну:
- Пожалей маму!
- Я больше не могу с тобой!
- Ну ради отца с матерью!
- Неужели тебе мать не жалко?
Маме кажется, что она учит чуткости. На самом деле работает школа эгоизма: мама учит жаловаться, учит думать о себе, учит добиваться своего, вызывая жалость, учит беспомощности, унижению, навязчивости. И эти, а не другие уроки будут восприняты и обращены против матери же.
Грубовато обращаясь с младенцем, я учу его грубости, и больше ничему. Какая бы у меня ни была важная цель: здоровье ребенка, его будущее, его жизнь, но учу я его одной лишь грубости. Ее он воспринимает, а не мою цель.
Требуя от ребенка, я учу его требовать от родителей, от людей, от жизни. Не тому учу и не другому, а только требовать, наступать, из горла вырывать - дай! Делай, как я велю!
Добиваясь верха - учу добиваться верха.
Прошу - учу просить.
Уступаю - учу уступать.
Добиваюсь своего увлекая, шутя, с выдумкой - учу тому же своего ребенка.
В глаголах "грубить", "просить", "требовать", "посягать", "уступать" выражены такие же действия, как в глаголах "пилить", "читать", "стирать", "косить". Физическим действиям мы учим наглядно, душевным - незаметно. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс обучения идет - мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями, как учат строгать определенными физическими движениями."
Помечтаю:
Земля - место выращивания Творцов других Миров?
Несомненно.:)
северина
02.08.2009, 15:54
Нада
Луч нравственности тонок. Судить родителей сложно.
У вредных привычек есть причины, об этом знают и психологи, и психиатры.
Что бы ребёнок обладал достоинством, а не гордыней; смелостью, а не отчаянностью; спокойной уверенностью, а не заторможенностью, и т.д., ему необходимы как мать так и отец.
Потому что качества характера имеются как мужские, так и женские.
Мужские качества в женщине чувствуют себя увереннее, чем женские качества в мужчине.
Мужественность и женственность, т.е. активность и пассивность в человеке проявляют себя:
На биологическом уровне через напор и подчинение.
На психологическом уровне через поиск и проникновение.
На личностном уровне через свободу и любовь.
Соловейчик анализирует ситуацию, а мне, кажется, надо объединять понимание первопричины и последствий.
Свобода - мужское качество, оно же наполняет человека духовностью.
Любовь - женское качество, оно же наполняет человека душевностью.
Поэтому, самый глубокий страх мужчины, это страх перед собственной душевностью.
Без свободы и любви - мужчина превращается в животное, а женщина в растение.
Без любви
- мужчина превращается в чудовище, а женщина в демона.
Без свободы
- мужчина становится ребёнком, а женщина жертвой.
Мужчина и женщина должны быть равными, но разными.
Подлинная сила женщины не в её слабости, а в её душевности.
В воспитании надо все учитывать, есть научные данные о том, какие возрастные периоды будут повторятся.
северина
02.08.2009, 15:58
Не возрастные периоды будут повторяться, возвращаются проблемы, не решенные в детстве.
Соловейчик анализирует ситуацию, а мне, кажется, надо объединять понимание первопричины и последствий.
Нет, Соловейчик просто очень близок к реальности, за что мне он очень нравится. Он оперирует такими духовными понятиями как вера, надежда, любовь и т.д. и обосновывает это реальными фактами из жизни. Не люблю голой метафизики, честно говоря. Люблю, когда все подкреплено реальными фактами из жизни. Теория и практика должны быть равнозначны.
Нет, Соловейчик просто очень близок к реальности, за что мне он очень нравится. Он оперирует такими духовными понятиями как вера, надежда, любовь и т.д. и обосновывает это реальными фактами из жизни. Не люблю голой метафизики, честно говоря. Люблю, когда все подкреплено реальными фактами из жизни. Теория и практика должны быть равнозначны. Золотые слова!
vBulletin® v3.6.12, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.