Владимир Чернявский
25.11.2008, 21:53
http://vn.ru/25.11.2008/culture/95692/
Хранители прекрасного
Чтобы вечно цвели хризантемы
http://vn.ru/data/2008_11/25/img95692/9b.jpg
Поздравительные речи, прозвучавшие в этот праздничный вечер, пожалуй, чаще, чем обычно, сопровождались шутливыми спичами…
…От филармонии музыкальный презент — романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» и тут же пафосный букет желтых хризантем от директора филармонии Александра Назимко: «Кто сказал, что отцвели?»…
…От краеведческого музея — подарочный каталог коллекции оружия из фондов музея и следом короткое послесловие от директора Константина Ватутина: «Мы бы не пожалели вам и собственно шпагу графа Суворова, украшенную бриллиантами, или кортик адмирала Колчака, если бы, конечно, имели»… (Пожалели бы непременно, кто же откажется от таких сокровищ!)
…От Союза художников — «как художники художникам» — кисти и обещание, что главный подарок еще впереди, и небольшая шутливая речь от председателя Союза Вадима Иванкина…
Сам музей поздравил себя и своих друзей большой выставкой новых поступлений за последние восемь лет, которая заняла два этажа…
Один из залов был отдан под фотовыставку-ретроспективу. Рассматривая снимки 50-х-
60-х…
90-х и дня нынешнего, мы невольно поймали себя на мысли, что все музейные работники чем-то неуловимо похожи. Видимо, жизнь, проходящая среди прекрасного, откладывает на лица свой отпечаток, наделяя их особенной одухотворенностью, несуетностью и некоторой отрешенностью от обыденности бытия. Такие лица узнаваемы на улице и в толпе, как всегда узнаваема пластика балерины, даже если она не на пуантах и давно на пенсии… На одном из снимков 60-х годов в кадр попали два директора Картинной галереи. Первые три руководителя нашего музея — Михаил Мочалов, Леонид Огибенин и Владимир Токарев (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0 %2520%25D2%25EE%25EA%25E0%25F0%25E5%25E2%26from_hs %3D1) имели прямое отношение к изобразительному искусству. В последующие годы — так уж случилось — художники высоких должностей в музее не занимали. Впрочем, отчего же! Разве нынешний директор Сергей Дубровин (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25D1%25E5%25F0%25E3%25E5%25E9%2520 %25C4%25F3%25E1%25F0%25EE%25E2%25E8%25ED%2522%26fr om_hs%3D1) не художник! — режиссер драматического театра, многие годы главный режиссер театра «На левом берегу», теперь возглавляет «Классический театр»!
Нашли мы на фотовыставке и снимок 50-летней давности искусствоведа Павла Муратова (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25CF%25E0%25E2%25EB%25E0%2520%25CC %25F3%25F0%25E0%25F2%25EE%25E2%2522%2520%257C%2520 %2522%25CF%25E0%25E2%25E5%25EB%2520%25CC%25F3%25F0 %25E0%25F2%25EE%25E2%2522%26from_hs%3D1). Там у него еще нет его «эксклюзивной» буйной растрепанной шевелюры, по которой сегодня он легко узнаваем в любом присутственном месте.
Муратов стоял у самого начала нашей «Картинки», принимал активное участие в сборе ее коллекции. Не так давно Павел Дмитриевич — ныне он один из самых уважаемых и компетентных специалистов по сибирскому искусству — был гостем редакции «Вечерки» и рассказал много интересного как о картинной галерее, так и о своей будущей книге «Художественная жизнь Новосибирска», которая, конечно же, не обойдется и без «музейных» страниц.
Волевым усилием на пустом месте
— Новосибирская картинная галерея рождена волевым усилием на совершенно пустом месте, — рассказывает Муратов. — Иркутский художественный музей вырос, как дуб из желудя, из личного музея городского головы Сукачева. Красноярцы многим обязаны Василию Сурикову. Томск 1910-х годов имел деятельное Общество любителей художеств, формировавшее собрание живописи и самый дух коллекционерства в городе…
Новосибирск не имел ни «общества любителей художеств», ни «духа коллекционерства», эволюционный путь развития был нам заказан, и потому свою историю мы писали практически с белого листа. Отправной точкой стало распоряжение о создании музея Совета Министров РСФСР N 29-р от 7 января 1957 года. Под будущий музей было выделено помещение из шести небольших комнат в нижнем этаже пятиэтажного жилого дома по адресу: ул. Свердлова, 37 (ныне — ул. Свердлова, 13). Кроме директора Мочалова, в штатном расписании значились хранитель Коняшева и научный сотрудник Муратов.
Все трое, включая директора, понятия не имели, как создаются музеи. И потому на первых порах решили обратиться к российским, в первую очередь к сибирским, художественным музеям. С просьбой поделиться своими сокровищами. С целью проведения такой реквизиции в Омск, Свердловск и Пермь были разосланы гонцы. Павла Муратова (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25CF%25E0%25E2%25EB%25E0%2520%25CC %25F3%25F0%25E0%25F2%25EE%25E2%2522%2520%257C%2520 %2522%25CF%25E0%25E2%25E5%25EB%2520%25CC%25F3%25F0 %25E0%25F2%25EE%25E2%2522%26from_hs%3D1) отправили в Иркутск. И он до сих пор с улыбкой вспоминает, как высмеял новосибирскую затею разжиться за чужой счет директор Иркутского художественного музея Фатьянов. Оголять ради нас свои экспозиции никто не собирался В итоге, однако, иркутяне сменили гнев на милость, выделив-таки из фондов своего музея маленький этюдик Айвазовского «У острова Капри» и присовокупив к нему шесть офортов Шишкина. Но не в этих офортах (офортов у Фатьянова могло быть по нескольку оттисков с одной доски) состояла главная заслуга иркутских музейщиков перед будущей новосибирской галереей. А в тех замечательных мастер-классах по музейному делу, которые Муратов получил у директора Иркутского музея и его главного хранителя — Дудина:
— Срок моей командировки в Иркутск не был определен, и я впитывал музейные премудрости, пока не устал, — вспоминает он.
Впоследствии в формировании нашей коллекции очень помогли Русский музей (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25D0%25F3%25F1%25F1%25EA%25E8%25E9 %2520%25EC%25F3%25E7%25E5%25E9%2522%26from_hs%3D1) и Павловский дворец-музей. Но преимущественно заниматься собирательством пришлось самим: идти к коллекционерам, в мастерские художников, на выставки… Муратов в те годы буквально не вылазил из командировок в Москву и Питер. На помощь ему из Новосибирска посменно приезжали художники, среди них — Грицюк и Аврутис, которые хорошо знали художественную жизнь в столицах…
О пользе долгих чаепитий
Процесс собирательства сопровождался историями поистине детективными. Чего стоило одно только «дело» госпожи Корниловской, которое позволило Муратову не только познакомиться с миром коллекционеров, но и заглянуть в его тайные глубины.
Корниловская долгое время работала в одном из комиссионных магазинов Ленинграда и правдами и неправдами собрала полторы сотни картин и скульптур. Один из журналистов заподозрил ее в жульничестве, о чем и поведал народу через местную газету. Милиция отреагировала арестом. Хозяйка жила привычной жизнью в своей квартире, но подвижность ее была ограничена, и она не имела права ни вносить в свою квартиру произведения искусства, ни, тем более, выносить их оттуда.
По распоряжению Министерства культуры Муратова отправили в командировку в Ленинград, чтобы мирным путем переправить коллекцию в Новосибирск. Говорить командным голосом тогда он (как, впрочем, и сейчас) не умел и потому вежливо слушал сказки Корниловской о ее добродетельной жизни и судьбе попавших к ней картин, ходил по милицейским кабинетам вслед за прохождением ее дела и не спеша рассматривал ее коллекцию. Из всего собранного лишь от силы пять картин стоили того, чтобы брать их в картинную галерею. Портить из-за них жизнь старушке Муратов не стал. И, в очередной раз напившись чаю, они расстались друзьями.
История, бесполезная для сбора коллекции, даром, однако, не прошла. Параллельно с долгими чаепитиями у госпожи Корниловской искусствовед пил чаи в Русском музее. И во время одного из чаепитий, он узнал, что на Родину вернулся сын Николая Рериха — Юрий. А по завещанию Рериха часть его картин должна была отойти какому-либо городу Сибири. В тот же вечер он срочно ночным поездом помчался в Москву и, раздобыв домашний телефон, напросился на визит к Юрию Николаевичу. Тот, как оказалось, предполагал отдать картины Барнаулу. Но Муратову удалось убедить сына Рериха, что Барнаул — глушь, почище Саратова времен Грибоедова, а у нас — Академгородок, консерватория, оперный… Так было положено начало переговорам о 60-ти бесценных работах Николая Рериха, которые в конце концов были получены нашим музеем и до сих пор являются гордостью и жемчужиной его коллекции.
Первый этап собирательской эпопеи был завершен к концу 1958 года. Картины, числом более трехсот, прибыли в Новосибирск. 27 декабря 1958 года галерея была торжественно открыта…
Дар бесценный
Два года назад Павел Муратов подарил музею свою личную коллекцию живописи, графики и скульптуры, которую собирал много лет — поистине дар бесценный. Впрочем, очень многое из того, что было подарено галерее за последние восемь лет и теперь представлено на юбилейной выставке, можно назвать «даром бесценным». Всего за это время в фонды музея поступило 1617 работ, в экспозиции представлено 300.
— В своем большинстве новые поступления — это работы, которые дарятся музею художниками со своих выставок, — говорит искусствовед Александр Клушин, ученый секретарь музея. — Есть и дары из частных коллекций. За деньги галерея в основном покупает старое искусство: рисунки и живопись русских художников. Причем приобретаются они не по аукционной, а по гораздо более приемлемой цене. Хранители этих работ хотят, чтобы они непременно находились в музее, и потому продают их за небольшие деньги.
Из частных коллекций несколько работ не так давно было передано в дар музею Риммой Немировской — вдовой первого директора Новосибирского дома ученых Владимира Немировского (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8 %25F0%2520%25CD%25E5%25EC%25E8%25F0%25EE%25E2%25F1 %25EA%25E8%2522%26from_hs%3D1). Среди подаренного — работы Эрнста Неизвестного (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25DD%25F0%25ED%25F1%25F2%2520%25CD %25E5%25E8%25E7%25E2%25E5%25F1%25F2%25ED%25FB%25E9 %2522%26from_hs%3D1), Анатолия Зверева (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25C0%25ED%25E0%25F2%25EE%25EB%25E8 %25E9%2520%25C7%25E2%25E5%25F0%25E5%25E2%2522%26fr om_hs%3D1) и сына Немировских Александра — талантливого художника и поэта, творческий путь которого был очень ярким, но, к сожалению, коротким.
«Старина» на выставке собрана в отдельном зале — это работы Ивана Пелевина, Александра Маковского, Альберта Бенуа, Алексея Писемского, Алексея Боголюбова, Ивана Айвазовского… Тут же и ранние сибирские художники — Владимир Вучичевич-Сибирский и Григорий Гуркин. Картина Гуркина — одна из его лучших работ «Корона Алтая» подарена музею внучкой архитектора Андрея Крячкова…
Официальная дата рождения галереи — 27 декабря. Что же заставило музейщиков несколько сдвинуть круглую дату? Как нам сказали в музее, в декабре отмечают юбилеи сразу несколько российских художественных музеев. И дату сместили, чтобы иметь возможность и коллег поздравить, и поздравления принять. К тому же, согласитесь, начав праздновать раньше срока, всегда имеешь шанс быть поздравленным дважды…
А если серьезно, то, как говорит Павел Муратов:
— Торжество в жизни музейного работника — мимолетность. Оно окрыляет. Оно может служить точкой отсчета в его биографии. Полнота его жизни, однако, не здесь, а в каждодневных трудах и заботах, лишь с течением времени складывающихся в нечто значительное.
Остается только присоединиться к прозвучавшим поздравлениям и пожелать хранителям прекрасного, чтобы залы их «дома, где живут картины», никогда не пустовали!..
Хранители прекрасного
Чтобы вечно цвели хризантемы
http://vn.ru/data/2008_11/25/img95692/9b.jpg
Поздравительные речи, прозвучавшие в этот праздничный вечер, пожалуй, чаще, чем обычно, сопровождались шутливыми спичами…
…От филармонии музыкальный презент — романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» и тут же пафосный букет желтых хризантем от директора филармонии Александра Назимко: «Кто сказал, что отцвели?»…
…От краеведческого музея — подарочный каталог коллекции оружия из фондов музея и следом короткое послесловие от директора Константина Ватутина: «Мы бы не пожалели вам и собственно шпагу графа Суворова, украшенную бриллиантами, или кортик адмирала Колчака, если бы, конечно, имели»… (Пожалели бы непременно, кто же откажется от таких сокровищ!)
…От Союза художников — «как художники художникам» — кисти и обещание, что главный подарок еще впереди, и небольшая шутливая речь от председателя Союза Вадима Иванкина…
Сам музей поздравил себя и своих друзей большой выставкой новых поступлений за последние восемь лет, которая заняла два этажа…
Один из залов был отдан под фотовыставку-ретроспективу. Рассматривая снимки 50-х-
60-х…
90-х и дня нынешнего, мы невольно поймали себя на мысли, что все музейные работники чем-то неуловимо похожи. Видимо, жизнь, проходящая среди прекрасного, откладывает на лица свой отпечаток, наделяя их особенной одухотворенностью, несуетностью и некоторой отрешенностью от обыденности бытия. Такие лица узнаваемы на улице и в толпе, как всегда узнаваема пластика балерины, даже если она не на пуантах и давно на пенсии… На одном из снимков 60-х годов в кадр попали два директора Картинной галереи. Первые три руководителя нашего музея — Михаил Мочалов, Леонид Огибенин и Владимир Токарев (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0 %2520%25D2%25EE%25EA%25E0%25F0%25E5%25E2%26from_hs %3D1) имели прямое отношение к изобразительному искусству. В последующие годы — так уж случилось — художники высоких должностей в музее не занимали. Впрочем, отчего же! Разве нынешний директор Сергей Дубровин (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25D1%25E5%25F0%25E3%25E5%25E9%2520 %25C4%25F3%25E1%25F0%25EE%25E2%25E8%25ED%2522%26fr om_hs%3D1) не художник! — режиссер драматического театра, многие годы главный режиссер театра «На левом берегу», теперь возглавляет «Классический театр»!
Нашли мы на фотовыставке и снимок 50-летней давности искусствоведа Павла Муратова (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25CF%25E0%25E2%25EB%25E0%2520%25CC %25F3%25F0%25E0%25F2%25EE%25E2%2522%2520%257C%2520 %2522%25CF%25E0%25E2%25E5%25EB%2520%25CC%25F3%25F0 %25E0%25F2%25EE%25E2%2522%26from_hs%3D1). Там у него еще нет его «эксклюзивной» буйной растрепанной шевелюры, по которой сегодня он легко узнаваем в любом присутственном месте.
Муратов стоял у самого начала нашей «Картинки», принимал активное участие в сборе ее коллекции. Не так давно Павел Дмитриевич — ныне он один из самых уважаемых и компетентных специалистов по сибирскому искусству — был гостем редакции «Вечерки» и рассказал много интересного как о картинной галерее, так и о своей будущей книге «Художественная жизнь Новосибирска», которая, конечно же, не обойдется и без «музейных» страниц.
Волевым усилием на пустом месте
— Новосибирская картинная галерея рождена волевым усилием на совершенно пустом месте, — рассказывает Муратов. — Иркутский художественный музей вырос, как дуб из желудя, из личного музея городского головы Сукачева. Красноярцы многим обязаны Василию Сурикову. Томск 1910-х годов имел деятельное Общество любителей художеств, формировавшее собрание живописи и самый дух коллекционерства в городе…
Новосибирск не имел ни «общества любителей художеств», ни «духа коллекционерства», эволюционный путь развития был нам заказан, и потому свою историю мы писали практически с белого листа. Отправной точкой стало распоряжение о создании музея Совета Министров РСФСР N 29-р от 7 января 1957 года. Под будущий музей было выделено помещение из шести небольших комнат в нижнем этаже пятиэтажного жилого дома по адресу: ул. Свердлова, 37 (ныне — ул. Свердлова, 13). Кроме директора Мочалова, в штатном расписании значились хранитель Коняшева и научный сотрудник Муратов.
Все трое, включая директора, понятия не имели, как создаются музеи. И потому на первых порах решили обратиться к российским, в первую очередь к сибирским, художественным музеям. С просьбой поделиться своими сокровищами. С целью проведения такой реквизиции в Омск, Свердловск и Пермь были разосланы гонцы. Павла Муратова (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25CF%25E0%25E2%25EB%25E0%2520%25CC %25F3%25F0%25E0%25F2%25EE%25E2%2522%2520%257C%2520 %2522%25CF%25E0%25E2%25E5%25EB%2520%25CC%25F3%25F0 %25E0%25F2%25EE%25E2%2522%26from_hs%3D1) отправили в Иркутск. И он до сих пор с улыбкой вспоминает, как высмеял новосибирскую затею разжиться за чужой счет директор Иркутского художественного музея Фатьянов. Оголять ради нас свои экспозиции никто не собирался В итоге, однако, иркутяне сменили гнев на милость, выделив-таки из фондов своего музея маленький этюдик Айвазовского «У острова Капри» и присовокупив к нему шесть офортов Шишкина. Но не в этих офортах (офортов у Фатьянова могло быть по нескольку оттисков с одной доски) состояла главная заслуга иркутских музейщиков перед будущей новосибирской галереей. А в тех замечательных мастер-классах по музейному делу, которые Муратов получил у директора Иркутского музея и его главного хранителя — Дудина:
— Срок моей командировки в Иркутск не был определен, и я впитывал музейные премудрости, пока не устал, — вспоминает он.
Впоследствии в формировании нашей коллекции очень помогли Русский музей (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25D0%25F3%25F1%25F1%25EA%25E8%25E9 %2520%25EC%25F3%25E7%25E5%25E9%2522%26from_hs%3D1) и Павловский дворец-музей. Но преимущественно заниматься собирательством пришлось самим: идти к коллекционерам, в мастерские художников, на выставки… Муратов в те годы буквально не вылазил из командировок в Москву и Питер. На помощь ему из Новосибирска посменно приезжали художники, среди них — Грицюк и Аврутис, которые хорошо знали художественную жизнь в столицах…
О пользе долгих чаепитий
Процесс собирательства сопровождался историями поистине детективными. Чего стоило одно только «дело» госпожи Корниловской, которое позволило Муратову не только познакомиться с миром коллекционеров, но и заглянуть в его тайные глубины.
Корниловская долгое время работала в одном из комиссионных магазинов Ленинграда и правдами и неправдами собрала полторы сотни картин и скульптур. Один из журналистов заподозрил ее в жульничестве, о чем и поведал народу через местную газету. Милиция отреагировала арестом. Хозяйка жила привычной жизнью в своей квартире, но подвижность ее была ограничена, и она не имела права ни вносить в свою квартиру произведения искусства, ни, тем более, выносить их оттуда.
По распоряжению Министерства культуры Муратова отправили в командировку в Ленинград, чтобы мирным путем переправить коллекцию в Новосибирск. Говорить командным голосом тогда он (как, впрочем, и сейчас) не умел и потому вежливо слушал сказки Корниловской о ее добродетельной жизни и судьбе попавших к ней картин, ходил по милицейским кабинетам вслед за прохождением ее дела и не спеша рассматривал ее коллекцию. Из всего собранного лишь от силы пять картин стоили того, чтобы брать их в картинную галерею. Портить из-за них жизнь старушке Муратов не стал. И, в очередной раз напившись чаю, они расстались друзьями.
История, бесполезная для сбора коллекции, даром, однако, не прошла. Параллельно с долгими чаепитиями у госпожи Корниловской искусствовед пил чаи в Русском музее. И во время одного из чаепитий, он узнал, что на Родину вернулся сын Николая Рериха — Юрий. А по завещанию Рериха часть его картин должна была отойти какому-либо городу Сибири. В тот же вечер он срочно ночным поездом помчался в Москву и, раздобыв домашний телефон, напросился на визит к Юрию Николаевичу. Тот, как оказалось, предполагал отдать картины Барнаулу. Но Муратову удалось убедить сына Рериха, что Барнаул — глушь, почище Саратова времен Грибоедова, а у нас — Академгородок, консерватория, оперный… Так было положено начало переговорам о 60-ти бесценных работах Николая Рериха, которые в конце концов были получены нашим музеем и до сих пор являются гордостью и жемчужиной его коллекции.
Первый этап собирательской эпопеи был завершен к концу 1958 года. Картины, числом более трехсот, прибыли в Новосибирск. 27 декабря 1958 года галерея была торжественно открыта…
Дар бесценный
Два года назад Павел Муратов подарил музею свою личную коллекцию живописи, графики и скульптуры, которую собирал много лет — поистине дар бесценный. Впрочем, очень многое из того, что было подарено галерее за последние восемь лет и теперь представлено на юбилейной выставке, можно назвать «даром бесценным». Всего за это время в фонды музея поступило 1617 работ, в экспозиции представлено 300.
— В своем большинстве новые поступления — это работы, которые дарятся музею художниками со своих выставок, — говорит искусствовед Александр Клушин, ученый секретарь музея. — Есть и дары из частных коллекций. За деньги галерея в основном покупает старое искусство: рисунки и живопись русских художников. Причем приобретаются они не по аукционной, а по гораздо более приемлемой цене. Хранители этих работ хотят, чтобы они непременно находились в музее, и потому продают их за небольшие деньги.
Из частных коллекций несколько работ не так давно было передано в дар музею Риммой Немировской — вдовой первого директора Новосибирского дома ученых Владимира Немировского (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8 %25F0%2520%25CD%25E5%25EC%25E8%25F0%25EE%25E2%25F1 %25EA%25E8%2522%26from_hs%3D1). Среди подаренного — работы Эрнста Неизвестного (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25DD%25F0%25ED%25F1%25F2%2520%25CD %25E5%25E8%25E7%25E2%25E5%25F1%25F2%25ED%25FB%25E9 %2522%26from_hs%3D1), Анатолия Зверева (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fvn.ru%2Fsearch%2F% 3Fquery%3D%2522%25C0%25ED%25E0%25F2%25EE%25EB%25E8 %25E9%2520%25C7%25E2%25E5%25F0%25E5%25E2%2522%26fr om_hs%3D1) и сына Немировских Александра — талантливого художника и поэта, творческий путь которого был очень ярким, но, к сожалению, коротким.
«Старина» на выставке собрана в отдельном зале — это работы Ивана Пелевина, Александра Маковского, Альберта Бенуа, Алексея Писемского, Алексея Боголюбова, Ивана Айвазовского… Тут же и ранние сибирские художники — Владимир Вучичевич-Сибирский и Григорий Гуркин. Картина Гуркина — одна из его лучших работ «Корона Алтая» подарена музею внучкой архитектора Андрея Крячкова…
Официальная дата рождения галереи — 27 декабря. Что же заставило музейщиков несколько сдвинуть круглую дату? Как нам сказали в музее, в декабре отмечают юбилеи сразу несколько российских художественных музеев. И дату сместили, чтобы иметь возможность и коллег поздравить, и поздравления принять. К тому же, согласитесь, начав праздновать раньше срока, всегда имеешь шанс быть поздравленным дважды…
А если серьезно, то, как говорит Павел Муратов:
— Торжество в жизни музейного работника — мимолетность. Оно окрыляет. Оно может служить точкой отсчета в его биографии. Полнота его жизни, однако, не здесь, а в каждодневных трудах и заботах, лишь с течением времени складывающихся в нечто значительное.
Остается только присоединиться к прозвучавшим поздравлениям и пожелать хранителям прекрасного, чтобы залы их «дома, где живут картины», никогда не пустовали!..