Вход

Просмотр полной версии : Статья "Хатха-йога"


Владимир Чернявский
10.11.2007, 17:56
Обновлена статья Хатха Йога

Георгий Радуга
07.12.2007, 11:02
Присоединяюсь, а то в последнене время так модно стало заниматься хатха-йогой, что залы ломятся от их количества (желающих их посетить), знали бы они что они себе готовят и какую карму собирают... подобные Учителя являются Псевдо-Учителями (хотя и зовутся Шри Шри)) и они же занимаются и праноямой... и сколько взрывают молодых организмов... и когда это кончится... наверное им нужно наделать столько ошибок и шишок и обжечься... и испортить столько людей...

Кайвасату
07.12.2007, 13:23
Присоединяюсь, а то в последнене время так модно стало заниматься хатха-йогой, что залы ломятся от их количества (желающих их посетить), знали бы они что они себе готовят и какую карму собирают... подобные Учителя являются Псевдо-Учителями (хотя и зовутся Шри Шри)) и они же занимаются и праноямой... и сколько взрывают молодых организмов... и когда это кончится... наверное им нужно наделать столько ошибок и шишок и обжечься... и испортить столько людей...
Пранаяма плоха только та, которая использует задержки дыхания, но есть и много других видов, в том числе просто глубокое ритмичное дыхание. В таком виде пранаяма не только не запрещалась, но и практиковалась Е.Рерих и советовалась ею другим.
Касательно хатхи - не так она плоха, если она заканчивается разумным финалом - переходом к Раджа-Йоге.
К сожалению не могу найти цитаты, толи из АЙ, то ли из писем Рерих, но очень непохожей на другие резкие высказывания, в которой говорится, что-то вроде "в целом мы ничего не имеем против хатха-йоги". Не помню, где, но точно были подобные слова. Причем они ничем, на мой взгляд, не противоречат предупреждениям о хатха-йоге и пранаяме, но лишь заставляют более комплексно взглянуть на явление.

PS http://agni-yoga.net/phpBB/viewtopic.php?t=541

Владимир Чернявский
08.12.2007, 09:25
...Пранаяма плоха только та, которая использует задержки дыхания, но есть и много других видов, в том числе просто глубокое ритмичное дыхание. В таком виде пранаяма не только не запрещалась, но и практиковалась Е.Рерих и советовалась ею другим.

Агни Йога говорит о легкой пранаяме (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%BC%D0%B 0). Фактически, это несколько глубоких вздохов. При этом, такое интенсивное дыхание должно длиться не более пяти минут.
(http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=06.05.1934_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B D%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%90%D0%B B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%83_ %D0%90%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%83)06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=06.05.1934_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%B D%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%90%D0%B B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D1%83_ %D0%90%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%83) ...Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию.

В статье Пранаяма (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1% 8F%D0%BC%D0%B0) собраны все упоминания о пранаяме в книгах Агни Йоги и письмах Рерихов. Подборка может дать полную картину.

...Касательно хатхи - не так она плоха, если она заканчивается разумным финалом - переходом к Раджа-Йоге.
К сожалению не могу найти цитаты, толи из АЙ, то ли из писем Рерих, но очень непохожей на другие резкие высказывания, в которой говорится, что-то вроде "в целом мы ничего не имеем против хатха-йоги"...

Наверное, Вы имеете в виду следующее:

(http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%B8_%D0%99%D0 %BE%D0%B3%D0%B0%2C_28)Агни Йога, 28 (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%B8_%D0%99%D0 %BE%D0%B3%D0%B0%2C_28) Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.

Комплексно, позиция Учения на тему хатхи отражена в статье: Хатха Йога (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%A5%D0%B0%D1%82%D1%85%D0%B0_%D0 %99%D0%BE%D0%B3%D0%B0)

Кайвасату
08.12.2007, 15:01
Агни Йога говорит о легкой пранаяме (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%BC%D0%B 0). Фактически, это несколько глубоких вздохов. При этом, такое интенсивное дыхание должно длиться не более пяти минут.
В основном да. Но с дневиках Урусвати встречал так же и место, где учитель давал ей конкретные указания в цифрах по длительности вдохов и выдохов для пранаямы. Но это касалось лично её


Наверное, Вы имеете в виду следующее:

Агни Йога, 28 (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%B8_%D0%99%D0 %BE%D0%B3%D0%B0%2C_28) Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.

И это тоже, но не только. В среде самой хатхи идет учение о том, что она должна переходить в раджа-йогу. В частности я это встречал в "Хатха-йога Прадипика".
Относительно же фразы - нет, это не она, она была довольно радикально по отношению к другим.

Владимир Чернявский
09.12.2007, 10:11
Агни Йога говорит о легкой пранаяме (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F%D0%BC%D0%B 0). Фактически, это несколько глубоких вздохов. При этом, такое интенсивное дыхание должно длиться не более пяти минут.
В основном да. Но с дневиках Урусвати встречал так же и место, где учитель давал ей конкретные указания в цифрах по длительности вдохов и выдохов для пранаямы. Но это касалось лично её

Лично для нее могли даваться какие угодно упражнения. Это не значит, что эти упражнения полезны всем остальным. ЕИ могла даже давать некотрые конкретные советы конкретным людям. И опять же - это не значит, что эти советы пригодны всем. Например:
(http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=10.12.1936_%D0%95.%D0%98.%D0%A0%D0 %B5%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%9D.%D0%9F.%D0%A1%D0%B5%D 1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0% B9)10.12.1936 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=10.12.1936_%D0%95.%D0%98.%D0%A0%D0 %B5%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%9D.%D0%9F.%D0%A1%D0%B5%D 1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0% B9) Не попробуете ли Вы самую легкую пранаяму не больше четырех минут в день, задерживая дыхание не больше двух раз и четырех секунд на каждом из семи центров. Так вдыхайте четыре секунды, задержите четыре секунды и выдыхайте четыре секунды и т.д.

В среде самой хатхи идет учение о том, что она должна переходить в раджа-йогу. В частности я это встречал в "Хатха-йога Прадипика"...

Если смотреть древние источники, то хатха вообще входит в начальные этапы йоги Патанджали. Но, для нас, скорее важны следующие слова ЕИ:
(http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=24.05.36_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8% D1%85_%D0%95.%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%B C%D0%B0._1929-1938_%D1%82.2)24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=24.05.36_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8% D1%85_%D0%95.%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%B C%D0%B0._1929-1938_%D1%82.2) Долгие упражнения в Пранаяме или в Хатха Йоге делают невозможным занятия Раджа Йогой.

Кайвасату
10.12.2007, 10:56
Лично для нее могли даваться какие угодно упражнения. Это не значит, что эти упражнения полезны всем остальным. ЕИ могла даже давать некотрые конкретные советы конкретным людям. И опять же - это не значит, что эти советы пригодны всем. Конечно не значит, но в то же время это значит, что и запреты, в частности о пранайаме пригодныне не всем.Если смотреть древние источники, то хатха вообще входит в начальные этапы йоги Патанджали. Хатха-йога являет те же ступени, которые идут начальными в Раджа-Йоге.Но, для нас, скорее важны следующие слова ЕИ:

24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=24.05.36_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8% D1%85_%D0%95.%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%B C%D0%B0._1929-1938_%D1%82.2) Долгие упражнения в Пранаяме или в Хатха Йоге делают невозможным занятия Раджа Йогой. Разве что действительно долгие...... Если человек прошел последовательно ступени хатхи, но не перешел к раджа, а стал продолжать практику хатхи, то конечно это повлечет все отрицательные эфеткы. Я всё говорю к тому к тому, что есть в среде последователей АЙ мнение об однозначной вредности и плохости хатха-йоги и пранайамы, в то время как это не так. Определенное продвижение возможно, но лишь до определенного уровня, тем ни менее многие упражнения могут быть полезны людям больным для укрепления здоровья (о чем так же пишет Рерих). Просто нужно не агульно отрицать, что мол хатха-йога - зло и всё тут, а четко понимать основную причину, почему именно АЙ не советует хатху: АУМ 540. Теперь вы можете тем более понять, почему Хатха Йога не указана Нами. Она менее других устремляет человека к всеначальной энергии. Правда, она через совершенство мускульное и приказа воли медленно продвигает человека, но оставляет в небрежении самое основное, с чего нужно начать.Зачем идти только снизу, когда лучшие дары Сверху. Разве не будет скорейшим продвижением познание самой основной энергии?Не Хатха-Йог сказал - "Мир есть мысль."

Кайвасату
10.12.2007, 12:03
В целом хочу высказать мнение, что АЙ, говоря про хатху, в основном говорит именно о тех, кто не понимает роль и место этой йоги, говорит о вреде для тех, что из-за непонимания неверно ей занимается. Показываются отрицательные моменты и возможный вред именно такой хатхи.
Если же рассмотреть мнения авторитетных йогинов и почитать индийские источники, дающие начала хатха-йоге, то станет понятны, что в действительности хатха-йога всегда была лишь этапом на пути к раджа-йоге.
А та же пранаяма толкуется Шанкарачарьей вообще не как упражнения с дыханием, но как умственные упражнения,
понимаемые достовно лишь глупцами.

Владимир Чернявский
10.12.2007, 20:02
... А та же пранаяма толкуется Шанкарачарьей вообще не как упражнения с дыханием, но как умственные упражнения,
понимаемые достовно лишь глупцами.

О чем неоднократно и пишет Е.И.

Кайвасату
10.12.2007, 23:00
... А та же пранаяма толкуется Шанкарачарьей вообще не как упражнения с дыханием, но как умственные упражнения,
понимаемые достовно лишь глупцами.

О чем неоднократно и пишет Е.И.
Приведите, если не трудно, цитату в копилку

Владимир Чернявский
11.12.2007, 06:17
... А та же пранаяма толкуется Шанкарачарьей вообще не как упражнения с дыханием, но как умственные упражнения,
понимаемые достовно лишь глупцами.

О чем неоднократно и пишет Е.И.
Приведите, если не трудно, цитату в копилку

См. статью Пранаяма:
(http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=08.09.34_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8% D1%85_%D0%95.%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%B C%D0%B0._1929-1938_%D1%82.1)08.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 (http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=08.09.34_%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8% D1%85_%D0%95.%D0%98._%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%B C%D0%B0._1929-1938_%D1%82.1) ...Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа Йоги.

cdk-zp
15.01.2008, 01:12
http://cdk-zp.narod.ru/lec_philo_002.html

Michael
23.01.2008, 14:49
А.Й. 564. Вы знаете, как при напряжении некоторых центров наблюдается сокращение мускулов; и наоборот, сокращение мускулов может вызвать сильное ощущение в центрах. Если прийти к этому путём рассудка, может получиться Хатха-Йога, но благородное чувствознание всегда направлено к восхождению.

More
03.03.2008, 18:53
С точки зрения духовной этики, поток критики (как непринятие других путей), для действительно желающих достич духовных высот - низводит.
Впрочем так же как и сухая аргументация не превозносит.

Льется вода горной реки на мельничное колесо,
крутится жернов, вот и мука на радость людей,
крик птицы, эхо ...