PDA

Просмотр полной версии : Какой звук услышал мальчик Тойо через год?


Дмитрий Баженов
08.06.2007, 19:24
Какой звук услышал мальчик Тойо через год?

У наставника Мокурай был приемыш по имени Тойо, мальчик двенадцати лет. Тойо видел, что старшие ученики каждое утро и вечер приходят к учителю получить указания, как углубиться в коан и остановить блуждания, странствия ума. Тойо тоже попросился на сандзэн (аудиенцию у наставника).
«Подожди, - сказал Мокурай. – Ты еще слишком молод.» Но мальчик настаивал, и учитель, наконец, согласился.
Вечером Тойо в положенное время подошел к порогу комнаты для сандзэн. Он ударил в гонг, чтобы заявить о своем присутствии, отвесил три поклона перед дверью и вошел, усевшись перед учителем в почтительном молчании.
«Ты можешь слышать, как хлопнула ладонь о ладонь, - сказал Мокурай. – А вот как звучит хлопок одной ладони?»
Тойо поклонился и вернулся к себе, обдумать вопрос.

Варианты ответа:

1) звучание водопада;
2) песенку гейш;
3) капель с крыши;
4) беззвучный звук;
5) ничего не услышал;
6) нет ответа.

Истин
09.06.2007, 02:03
Здравствуйте Дмитрий Баженов,

Если я правильно понял вопрос, то ладонь об ладонь, это деве ладони друг об друга, а хлапок одной ладони, то с чем же её хлодать одну, как не с воздухом...

На закадку я бы ответил:

5) ничего не услышал;

Потому, что действительно не слышу хлопка.

4) беззвучный звук;

Потому, что даже если я не слышу хлопка, то мой ум может вообразить хлопок лдной ладони.

Инкогнито
09.06.2007, 02:10
Удар гонга)

Эльдар
09.06.2007, 02:15
Какой звук услышал мальчик Тойо через год?


звучание водопада :) (при условии, что за год мальчику Тойо удалось утончить свой слух)

Истин
09.06.2007, 02:39
Здравствуйте Удар гонга)

Ну, тогда же и об стол деревяный будет другой звук одной ладони.
Об барабан, об воду, а если быстро рукой взмахнуть, то можно услышать как расекается воздух...фуух :-)

Можно еще конечно, когда это всё уже передумать основательно:

Иметь такой ответ:

6) нет ответа.

Мальчик вернутся назад через год, и спросит: "А вот как звучит хлопок одной ладони?»"

Учитель его спросит, а ты ка кдумаешь? Она перскажит все смои мысли...а потом уже Учитель, когда внимательно всё выслушает, даст правильный ответ основываясь на сознании ученика. :-)

Артем Квашнин
09.06.2007, 07:20
ничего не услышал, хлопок одной ладонью - тишина.

старый дзэн-буддийский коан. (такой японский метод медитации).

Истин, Учитель ничего не стал бы говорить ученику "основываясь на его сознании", коан давался для того чтобы ученик сам нашел ответ.

еще в дзэн-буддизме такая практика есть когда ученик долго сосредоточен на решении загадки, а учитель видит, что ученик дошел до точки кипения и готов вот вот сорваться, его разум и тело напряжены до крайности, тогда учитель... со всей силы дает ученику палкой по спине, в этот момент ученику приходит решение. такая интересная и парадоксальная, но эфективно работающая метода))))

Артем Квашнин
09.06.2007, 07:28
коан - загадка, которую нельзя решить интеллектом и логическим мышлением.
кстати в западной культуре они проявились в виде нелогичных загадок.

Аволикешвару
09.06.2007, 11:25
Я бы ответила, что:

6) нет ответа,

потому что считаю, что нет вопроса. Нельзя дать ответ, если не задан вопрос.

Отвечаю так из своей практики - в своё время мучилась для меня очень важным вопросом - прочитала толстую книгу по дзен-буддизму и ничего из неё не поняла, но через год пришёл ответ - нет ответа, потому что не вопроса - причём поняла это не умом, а внутренним ощущением.

Dar
09.06.2007, 11:54
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:

Аволикешвару
09.06.2007, 13:45
Нужно быть на Пределе (своеобразное состояние отчания, когда ты чувствуешь, что твоя жизнь, твоё развитие зависит от понимания), чтобы понять притчу - а мы тут просто играем в вопрос-ответ. Потому эту притчу вообще можно было не писать - мы с ней не справимся. На дзен-буддиские притчы нет ответов... есть лишь Понимание...

Аволикешвару
09.06.2007, 13:46
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:сатори

Dar
09.06.2007, 14:21
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:сатори
У кого?..:D

(кстати выше я невнятно написал..
ученик дал пощечину.. одной ладонью..)

gog
09.06.2007, 16:29
Если у нас в вопросе имеются "объект" и "действие объекта" (хлопок одной ладони) ,то вторую ладонь и хлопок, ученик должен просто представить мысленно. За год такой упорной практики, ученик начнет предметы передвигать:D , или что то еще неординарное откроется. Ученик ответит совсем на другой вопрос.

adonis
09.06.2007, 16:52
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:

Учитель сказал: -Теперь ты сам стал Учителем, иди и учи.

ninniku
10.06.2007, 02:19
Получается, что для того чтобы стать Учителем дзен надо вовремя кому-то звездануть по фейсу. И лучше если это будет учитель? Или просто вопрошающий?:-)

Истин
10.06.2007, 04:31
6) нет ответа.

Мальчик вернутся назад через год, и спросит: "А вот как звучит хлопок одной ладони?»"

Учитель его спросит, а ты ка кдумаешь? Она перскажит все смои мысли...а потом уже Учитель, когда внимательно всё выслушает, даст правильный ответ основываясь на сознании ученика.

ничего не услышал, хлопок одной ладонью - тишина.

Истин, Учитель ничего не стал бы говорить ученику "основываясь на его сознании", коан давался для того чтобы ученик сам нашел ответ.

Мне вот, что интересно...как это так, что я подумавши "неправильно" пришел к правильному ответу? :-D
Как кто думает?

adonis
10.06.2007, 13:39
Получается, что для того чтобы стать Учителем дзен надо вовремя кому-то звездануть по фейсу. И лучше если это будет учитель? Или просто вопрошающий?:-)

Мне думается, что учителем становятся в тот момент, когда начинают брать на себя ответственность за свои действия и осознают индивидуальность пути. Образно говоря, забирают у Учителя свой рюкзак. Потом, обычно, ошалев от свободы в азарте начинают сами тащить чужие рюкзаки. Именно на этом этапе, как показывает опыт общения с Рериховцами и не только, многие учителя застревают. И когда уже новоявленные ученики забирают у учителя свои рюкзаки, только тогда учитель становится Учителем. Это и есть Свобода. Это как родители, вырастив детей до самостоятельности и выпустив их в Мир, становятся свободными, при этом навсегда остаются их родителями и готовы помочь, в случае необходимости. Я уверен, по настоящему Свободным может быть только Учитель.

Migrant
11.06.2007, 18:54
Я обещал тебя не хвалить... А зря обещал.

Дмитрий Баженов
01.07.2007, 09:22
Хлопок одной ладони.

У наставника Мокурай был приемыш по имени Тойо, мальчик двенадцати лет. Тойо видел, что старшие ученики каждое утро и вечер приходят к учителю получить указания, как углубиться в коан и остановить блуждания, странствия ума. Тойо тоже попросился на сандзэн (аудиенцию у наставника).
«Подожди, - сказал Мокурай. – Ты еще слишком молод.» Но мальчик настаивал, и учитель, наконец, согласился.
Вечером Тойо в положенное время подошел к порогу комнаты для сандзэн. Он ударил в гонг, чтобы заявить о своем присутствии, отвесил три поклона перед дверью и вошел, усевшись перед учителем в почтительном молчании.
«Ты можешь слышать, как хлопнула ладонь о ладонь, - сказал Мокурай. – А вот как звучит хлопок одной ладони?»
Тойо поклонился и вернулся к себе, обдумать вопрос. Из окна он услышал песенку гейш. «Вот оно!» – подумал Тойо.
На следующий вечер, когда учитель спросил, как звучит хлопок одной ладони, Тойо стал напевать песенку гейш.
«Нет, нет, - сказал Мокурай. – Это не звук одной ладони. Ты ничего не понял».
«Такую музыку легко прервать», - подумал Тойо. И забравшись в тихий уголок, он опять стал думать, как же звучит хлопок одной ладони?
С крыши капля за каплей, падала вода. «Вот оно!» – подумал Тойо. И когда пришел на сандзэн, попытался передать звук непрерывной капели.
«Что это такое? – спросил Мокурай. - Это звук капели, но не хлопок одной ладони. Попытайся снова».
Напрасно Тойо вслушивался в завывание ветра, в крик совы, в стрекотанье цикад. Больше десяти раз он посетил Мокурая с разными находками. Но все они не были звуком одной ладони.
Почти год продолжались бесплодные попытки. Наконец, Тойо вошел в подлинную медитацию. Он превзошел все звуки.
«Я не мог больше собирать их, - объяснил он впоследствии, - и так достиг беззвучного звука».