Просмотр полной версии : Какой звук услышал мальчик Тойо через год?
Дмитрий Баженов
08.06.2007, 19:24
Какой звук услышал мальчик Тойо через год?
У наставника Мокурай был приемыш по имени Тойо, мальчик двенадцати лет. Тойо видел, что старшие ученики каждое утро и вечер приходят к учителю получить указания, как углубиться в коан и остановить блуждания, странствия ума. Тойо тоже попросился на сандзэн (аудиенцию у наставника).
«Подожди, - сказал Мокурай. – Ты еще слишком молод.» Но мальчик настаивал, и учитель, наконец, согласился.
Вечером Тойо в положенное время подошел к порогу комнаты для сандзэн. Он ударил в гонг, чтобы заявить о своем присутствии, отвесил три поклона перед дверью и вошел, усевшись перед учителем в почтительном молчании.
«Ты можешь слышать, как хлопнула ладонь о ладонь, - сказал Мокурай. – А вот как звучит хлопок одной ладони?»
Тойо поклонился и вернулся к себе, обдумать вопрос.
Варианты ответа:
1) звучание водопада;
2) песенку гейш;
3) капель с крыши;
4) беззвучный звук;
5) ничего не услышал;
6) нет ответа.
Здравствуйте Дмитрий Баженов,
Если я правильно понял вопрос, то ладонь об ладонь, это деве ладони друг об друга, а хлапок одной ладони, то с чем же её хлодать одну, как не с воздухом...
На закадку я бы ответил:
5) ничего не услышал;
Потому, что действительно не слышу хлопка.
4) беззвучный звук;
Потому, что даже если я не слышу хлопка, то мой ум может вообразить хлопок лдной ладони.
Инкогнито
09.06.2007, 02:10
Удар гонга)
Какой звук услышал мальчик Тойо через год?
звучание водопада :) (при условии, что за год мальчику Тойо удалось утончить свой слух)
Здравствуйте Удар гонга)
Ну, тогда же и об стол деревяный будет другой звук одной ладони.
Об барабан, об воду, а если быстро рукой взмахнуть, то можно услышать как расекается воздух...фуух :-)
Можно еще конечно, когда это всё уже передумать основательно:
Иметь такой ответ:
6) нет ответа.
Мальчик вернутся назад через год, и спросит: "А вот как звучит хлопок одной ладони?»"
Учитель его спросит, а ты ка кдумаешь? Она перскажит все смои мысли...а потом уже Учитель, когда внимательно всё выслушает, даст правильный ответ основываясь на сознании ученика. :-)
Артем Квашнин
09.06.2007, 07:20
ничего не услышал, хлопок одной ладонью - тишина.
старый дзэн-буддийский коан. (такой японский метод медитации).
Истин, Учитель ничего не стал бы говорить ученику "основываясь на его сознании", коан давался для того чтобы ученик сам нашел ответ.
еще в дзэн-буддизме такая практика есть когда ученик долго сосредоточен на решении загадки, а учитель видит, что ученик дошел до точки кипения и готов вот вот сорваться, его разум и тело напряжены до крайности, тогда учитель... со всей силы дает ученику палкой по спине, в этот момент ученику приходит решение. такая интересная и парадоксальная, но эфективно работающая метода))))
Артем Квашнин
09.06.2007, 07:28
коан - загадка, которую нельзя решить интеллектом и логическим мышлением.
кстати в западной культуре они проявились в виде нелогичных загадок.
Аволикешвару
09.06.2007, 11:25
Я бы ответила, что:
6) нет ответа,
потому что считаю, что нет вопроса. Нельзя дать ответ, если не задан вопрос.
Отвечаю так из своей практики - в своё время мучилась для меня очень важным вопросом - прочитала толстую книгу по дзен-буддизму и ничего из неё не поняла, но через год пришёл ответ - нет ответа, потому что не вопроса - причём поняла это не умом, а внутренним ощущением.
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:
Аволикешвару
09.06.2007, 13:45
Нужно быть на Пределе (своеобразное состояние отчания, когда ты чувствуешь, что твоя жизнь, твоё развитие зависит от понимания), чтобы понять притчу - а мы тут просто играем в вопрос-ответ. Потому эту притчу вообще можно было не писать - мы с ней не справимся. На дзен-буддиские притчы нет ответов... есть лишь Понимание...
Аволикешвару
09.06.2007, 13:46
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:сатори
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:сатори
У кого?..:D
(кстати выше я невнятно написал..
ученик дал пощечину.. одной ладонью..)
Если у нас в вопросе имеются "объект" и "действие объекта" (хлопок одной ладони) ,то вторую ладонь и хлопок, ученик должен просто представить мысленно. За год такой упорной практики, ученик начнет предметы передвигать:D , или что то еще неординарное откроется. Ученик ответит совсем на другой вопрос.
не помню чем закончилась такая же притча про дзен..
когда на такой же вопрос Учителя ученик врезал ему по щеке... :rolleyes:
Учитель сказал: -Теперь ты сам стал Учителем, иди и учи.
Получается, что для того чтобы стать Учителем дзен надо вовремя кому-то звездануть по фейсу. И лучше если это будет учитель? Или просто вопрошающий?:-)
6) нет ответа.
Мальчик вернутся назад через год, и спросит: "А вот как звучит хлопок одной ладони?»"
Учитель его спросит, а ты ка кдумаешь? Она перскажит все смои мысли...а потом уже Учитель, когда внимательно всё выслушает, даст правильный ответ основываясь на сознании ученика.
ничего не услышал, хлопок одной ладонью - тишина.
Истин, Учитель ничего не стал бы говорить ученику "основываясь на его сознании", коан давался для того чтобы ученик сам нашел ответ.
Мне вот, что интересно...как это так, что я подумавши "неправильно" пришел к правильному ответу? :-D
Как кто думает?
Получается, что для того чтобы стать Учителем дзен надо вовремя кому-то звездануть по фейсу. И лучше если это будет учитель? Или просто вопрошающий?:-)
Мне думается, что учителем становятся в тот момент, когда начинают брать на себя ответственность за свои действия и осознают индивидуальность пути. Образно говоря, забирают у Учителя свой рюкзак. Потом, обычно, ошалев от свободы в азарте начинают сами тащить чужие рюкзаки. Именно на этом этапе, как показывает опыт общения с Рериховцами и не только, многие учителя застревают. И когда уже новоявленные ученики забирают у учителя свои рюкзаки, только тогда учитель становится Учителем. Это и есть Свобода. Это как родители, вырастив детей до самостоятельности и выпустив их в Мир, становятся свободными, при этом навсегда остаются их родителями и готовы помочь, в случае необходимости. Я уверен, по настоящему Свободным может быть только Учитель.
Я обещал тебя не хвалить... А зря обещал.
Дмитрий Баженов
01.07.2007, 09:22
Хлопок одной ладони.
У наставника Мокурай был приемыш по имени Тойо, мальчик двенадцати лет. Тойо видел, что старшие ученики каждое утро и вечер приходят к учителю получить указания, как углубиться в коан и остановить блуждания, странствия ума. Тойо тоже попросился на сандзэн (аудиенцию у наставника).
«Подожди, - сказал Мокурай. – Ты еще слишком молод.» Но мальчик настаивал, и учитель, наконец, согласился.
Вечером Тойо в положенное время подошел к порогу комнаты для сандзэн. Он ударил в гонг, чтобы заявить о своем присутствии, отвесил три поклона перед дверью и вошел, усевшись перед учителем в почтительном молчании.
«Ты можешь слышать, как хлопнула ладонь о ладонь, - сказал Мокурай. – А вот как звучит хлопок одной ладони?»
Тойо поклонился и вернулся к себе, обдумать вопрос. Из окна он услышал песенку гейш. «Вот оно!» – подумал Тойо.
На следующий вечер, когда учитель спросил, как звучит хлопок одной ладони, Тойо стал напевать песенку гейш.
«Нет, нет, - сказал Мокурай. – Это не звук одной ладони. Ты ничего не понял».
«Такую музыку легко прервать», - подумал Тойо. И забравшись в тихий уголок, он опять стал думать, как же звучит хлопок одной ладони?
С крыши капля за каплей, падала вода. «Вот оно!» – подумал Тойо. И когда пришел на сандзэн, попытался передать звук непрерывной капели.
«Что это такое? – спросил Мокурай. - Это звук капели, но не хлопок одной ладони. Попытайся снова».
Напрасно Тойо вслушивался в завывание ветра, в крик совы, в стрекотанье цикад. Больше десяти раз он посетил Мокурая с разными находками. Но все они не были звуком одной ладони.
Почти год продолжались бесплодные попытки. Наконец, Тойо вошел в подлинную медитацию. Он превзошел все звуки.
«Я не мог больше собирать их, - объяснил он впоследствии, - и так достиг беззвучного звука».
vBulletin® v3.6.12, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.