Николай А.
14.05.2006, 15:55
Выдержка – умение выждать.
Человек, который хочет добиться какого-то результата в жизни не должен суетиться, а иметь терпение и выдержку дождаться и достичь нужного сочетания событий и обстоятельств. Так только выдержанный охотник сможет добыть дичь. Так только нужная выдержка придает коньяку требуемое качество, ценимое гурманами. Так только нужная выдержка в фотографии (время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой) дает качественный снимок.
Выдержка в поступках и словах требует проявления силы воли. А.И.Герцен писал: «Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека страшно велика».
Выдержка это не пустое бездеятельное выжидание. Это такая внутренняя и внешняя подготовка обстоятельств к соответствующим событиям, чтобы они стали максимально целесообразными и разумными, согласованными и гармоничными с целью достижения конечного результата. Известный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя отказать от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, и желание и отказ …». Велика разница проявить выдержку среди самых затруднительных обстоятельств для общего блага и проявить упрямство в достижении своих мелочных интересов. Это хорошо раскрыл Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание. В упрямстве – этой пародии на характер – индивидуальность человека становится отталкивающей, упрямство препятствует его общению с другими». Отсутствие выдержки помешало творчеству многим одаренным личностям развернуться в полном объеме. Именно выдержка придает характеру человека целостность.
Истинная выдержка требует не упрямства и самонадеянности, а синтеза твердости воли, решительности разума, тактичности сердца.
Часто, едва добившись первых успехов, мы торопимся сжечь весь порох в пороховницах, и в этой спешке можем порой совершить роковые ошибки, если забываем о выдержке и сочетания целесообразности и соизмеримости. Николо Макиавелли как-то правильно заметил, что «достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеванию любой ценой». Следование принципу «цель оправдывает средства» погубил многих. Елена Ивановна Рерих по этому поводу высказалась так: «Мало кто понимает, что целесообразность, вытекающая, как следствие, из противоположений, главенствует во всей Вселенной. Есть и такие, которые видят в проведении целесообразности даже аналогию иезуитской формулы – цель оправдывает средства. Такие сознания самые опасные, и часто они почти безнадежны. Они не могут понять, что во всем и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения. Не мало и таких, которые, услыша завет о ненасилии, в мертвенном и однобоком понимании его допустят вторжение хаоса и тем станут погубителями множеств жизней. Интересно проверить, как понимается утверждение – джинны строят храмы? А как будет понято древнее изречение – «Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей»? Истинно, чистый дух все поймет, но затуманенный все исказит. Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти. Также никто не подумает, что Самые Высокие Учения, которыми держится еще равновесие мира, были причинами наибольшего пролития крови. Сколько крови на Христе! Самое высокое в невежественных и злобных руках становится орудием жестокого преследования и насилия.» / Письма Елены Рерих, том 2, 23.04.38/.
И еще: «Вы правильно возмущаетесь иезуитской формулой – «цель оправдывает средства», ибо эта формула тем ужасна, что воспринявшие ее не брезгуют ничем и пользуются истинно гнуснейшими средствами для достижения чисто личных и корыстных целей. Но во всех Учениях и даже в христианстве оправдывалось священное сокрытие, когда оно применялось для охранения Святыни и на спасение ближнего или Общее Благо. Откуда же весь эзотеризм всех Учений? Так, каждое новое освещение истины, каждое новое нахождение в науке всегда должно было скрываться от невежественных сознаний. Ведь и сейчас один из самых выдающихся ученых сказал, что они не могут выдать сейчас всех своих нахождений, ибо общий уровень человечества не позволяет этого. Вспомним все ужасы Инквизиции, все войны из-за новых Откровений. Откуда все эти сложнейшие символы в трудах провозвестников или великих тружеников науки, над которыми и посейчас глумятся невежды, но которые вызывают глубокое изумление и восхищение в умах, разбирающихся, хотя бы даже частично, в их глубоком смысле? На горе человечества, ключ ко многим из них утерян, и лишь редчайшие умы могут найти его и повернуть хотя бы на один или два оборота. Думаю, что сейчас нет на Земле того, кто мог бы повернуть его на все семь оборотов. Вся Тайна хранится в Твердыне Знания.» / Письма Елены Рерих, т. 4. 1936 г. (МЦР), Е.А.Зильберсдорфу. 24.04.1936/.
Сдержанность должна диалектически сочетаться с подвижностью. Выдержка должна быть по отношению к суете, но не промедлением в неотложном деле или к зовущему поступку. Живая Этика разъясняет это так: «От любого пути зла можно повернуть к добру. Но такие возможности лучше всего очевидны на задачах прогрессии. Действительно, каждое промедление во зле относит от добра с быстротою прогрессии. Так, где вчера можно было соскочить с колесницы зла, уже нельзя вернуться к тому же месту сегодня. Это нужно напомнить всем, кто думает, что можно в любое время одинаково скинуть груз зла. Его вещество очень липко и зарастает малыми правдами, о которых беседовали.» /Мир Огненный, часть 2, 200/
Выдержка это процесс накопления психической энергии. Как же выдержать все трудности и препятствия жизни, и осознать, что они есть лишь нагнетение нужной огненной стихии? «Наши ученики выдерживают ее профилактикой сердца, но для толп нужны намеки с разных сторон». /Мир Огненный, часть 2, 128/ Накопление и нагнетение психической энергии есть самое главное условие удачной реализации задуманного. Б.Н.Абрамов записал в «Гранях Агни Йоги»: «Вот человек сдержал ненужное словоизвержение, вот обуздал раздражение, злость, недовольство, вот остановил нехорошую мысль, направив внимание на другое; вот силу нашел кому-то помощь послать; вот, вот, вот совершил целый ряд действий, которые являются накопителями огненной силы. Вот сурово пресек эмоции, пожирающие психическую энергию. Все это благо, все это аккумулирует огненную мощь. Очень полезно почаще думать о том, как ее собирать, как удержать и как овладевать этой силой. Мало собрать, надо уметь, надо учиться владеть ею. Она растет в применении, растет эта сила, подобно мускулу, который упражняют постоянно. В бездействии мускулы атрофируются, так же и огненная сила в человеке. Действие всегда должно быть сдержанным. Чем огненнее действие, тем более сдержанно оно. Чем сильнее в котле сдавлен или сдержан пар, тем сильнее работа, которую он производит. Это сопоставление сдержанности и действия или сдержанности в действии надо очень понять, ибо исчерпанность, этот антипод сдержанности, являет собою уже не силу, но бессилие. Даже одно только качество сдержанности является мощным накопителем» / 1965 г. 188/.
Лишь накопив достаточно выдержки, мы способны на правильное гармоничное действие (как рядовой поступок, так и масштабное сотрудничество). Лишь сосредоточив свою волю, возможности и средства в наилучшем сочетании мы сможем добиться удачного результата. Светлой удачи и сердечной выдержки всем!
Человек, который хочет добиться какого-то результата в жизни не должен суетиться, а иметь терпение и выдержку дождаться и достичь нужного сочетания событий и обстоятельств. Так только выдержанный охотник сможет добыть дичь. Так только нужная выдержка придает коньяку требуемое качество, ценимое гурманами. Так только нужная выдержка в фотографии (время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой) дает качественный снимок.
Выдержка в поступках и словах требует проявления силы воли. А.И.Герцен писал: «Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твердого человека страшно велика».
Выдержка это не пустое бездеятельное выжидание. Это такая внутренняя и внешняя подготовка обстоятельств к соответствующим событиям, чтобы они стали максимально целесообразными и разумными, согласованными и гармоничными с целью достижения конечного результата. Известный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя отказать от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, и желание и отказ …». Велика разница проявить выдержку среди самых затруднительных обстоятельств для общего блага и проявить упрямство в достижении своих мелочных интересов. Это хорошо раскрыл Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание. В упрямстве – этой пародии на характер – индивидуальность человека становится отталкивающей, упрямство препятствует его общению с другими». Отсутствие выдержки помешало творчеству многим одаренным личностям развернуться в полном объеме. Именно выдержка придает характеру человека целостность.
Истинная выдержка требует не упрямства и самонадеянности, а синтеза твердости воли, решительности разума, тактичности сердца.
Часто, едва добившись первых успехов, мы торопимся сжечь весь порох в пороховницах, и в этой спешке можем порой совершить роковые ошибки, если забываем о выдержке и сочетания целесообразности и соизмеримости. Николо Макиавелли как-то правильно заметил, что «достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеванию любой ценой». Следование принципу «цель оправдывает средства» погубил многих. Елена Ивановна Рерих по этому поводу высказалась так: «Мало кто понимает, что целесообразность, вытекающая, как следствие, из противоположений, главенствует во всей Вселенной. Есть и такие, которые видят в проведении целесообразности даже аналогию иезуитской формулы – цель оправдывает средства. Такие сознания самые опасные, и часто они почти безнадежны. Они не могут понять, что во всем и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения. Не мало и таких, которые, услыша завет о ненасилии, в мертвенном и однобоком понимании его допустят вторжение хаоса и тем станут погубителями множеств жизней. Интересно проверить, как понимается утверждение – джинны строят храмы? А как будет понято древнее изречение – «Когда колесница направлена ко благу, то возница не отвечает за раздавленных червей»? Истинно, чистый дух все поймет, но затуманенный все исказит. Конечно, изречение о колеснице оставьте для себя, иначе много соблазна может произойти. Также никто не подумает, что Самые Высокие Учения, которыми держится еще равновесие мира, были причинами наибольшего пролития крови. Сколько крови на Христе! Самое высокое в невежественных и злобных руках становится орудием жестокого преследования и насилия.» / Письма Елены Рерих, том 2, 23.04.38/.
И еще: «Вы правильно возмущаетесь иезуитской формулой – «цель оправдывает средства», ибо эта формула тем ужасна, что воспринявшие ее не брезгуют ничем и пользуются истинно гнуснейшими средствами для достижения чисто личных и корыстных целей. Но во всех Учениях и даже в христианстве оправдывалось священное сокрытие, когда оно применялось для охранения Святыни и на спасение ближнего или Общее Благо. Откуда же весь эзотеризм всех Учений? Так, каждое новое освещение истины, каждое новое нахождение в науке всегда должно было скрываться от невежественных сознаний. Ведь и сейчас один из самых выдающихся ученых сказал, что они не могут выдать сейчас всех своих нахождений, ибо общий уровень человечества не позволяет этого. Вспомним все ужасы Инквизиции, все войны из-за новых Откровений. Откуда все эти сложнейшие символы в трудах провозвестников или великих тружеников науки, над которыми и посейчас глумятся невежды, но которые вызывают глубокое изумление и восхищение в умах, разбирающихся, хотя бы даже частично, в их глубоком смысле? На горе человечества, ключ ко многим из них утерян, и лишь редчайшие умы могут найти его и повернуть хотя бы на один или два оборота. Думаю, что сейчас нет на Земле того, кто мог бы повернуть его на все семь оборотов. Вся Тайна хранится в Твердыне Знания.» / Письма Елены Рерих, т. 4. 1936 г. (МЦР), Е.А.Зильберсдорфу. 24.04.1936/.
Сдержанность должна диалектически сочетаться с подвижностью. Выдержка должна быть по отношению к суете, но не промедлением в неотложном деле или к зовущему поступку. Живая Этика разъясняет это так: «От любого пути зла можно повернуть к добру. Но такие возможности лучше всего очевидны на задачах прогрессии. Действительно, каждое промедление во зле относит от добра с быстротою прогрессии. Так, где вчера можно было соскочить с колесницы зла, уже нельзя вернуться к тому же месту сегодня. Это нужно напомнить всем, кто думает, что можно в любое время одинаково скинуть груз зла. Его вещество очень липко и зарастает малыми правдами, о которых беседовали.» /Мир Огненный, часть 2, 200/
Выдержка это процесс накопления психической энергии. Как же выдержать все трудности и препятствия жизни, и осознать, что они есть лишь нагнетение нужной огненной стихии? «Наши ученики выдерживают ее профилактикой сердца, но для толп нужны намеки с разных сторон». /Мир Огненный, часть 2, 128/ Накопление и нагнетение психической энергии есть самое главное условие удачной реализации задуманного. Б.Н.Абрамов записал в «Гранях Агни Йоги»: «Вот человек сдержал ненужное словоизвержение, вот обуздал раздражение, злость, недовольство, вот остановил нехорошую мысль, направив внимание на другое; вот силу нашел кому-то помощь послать; вот, вот, вот совершил целый ряд действий, которые являются накопителями огненной силы. Вот сурово пресек эмоции, пожирающие психическую энергию. Все это благо, все это аккумулирует огненную мощь. Очень полезно почаще думать о том, как ее собирать, как удержать и как овладевать этой силой. Мало собрать, надо уметь, надо учиться владеть ею. Она растет в применении, растет эта сила, подобно мускулу, который упражняют постоянно. В бездействии мускулы атрофируются, так же и огненная сила в человеке. Действие всегда должно быть сдержанным. Чем огненнее действие, тем более сдержанно оно. Чем сильнее в котле сдавлен или сдержан пар, тем сильнее работа, которую он производит. Это сопоставление сдержанности и действия или сдержанности в действии надо очень понять, ибо исчерпанность, этот антипод сдержанности, являет собою уже не силу, но бессилие. Даже одно только качество сдержанности является мощным накопителем» / 1965 г. 188/.
Лишь накопив достаточно выдержки, мы способны на правильное гармоничное действие (как рядовой поступок, так и масштабное сотрудничество). Лишь сосредоточив свою волю, возможности и средства в наилучшем сочетании мы сможем добиться удачного результата. Светлой удачи и сердечной выдержки всем!