Владимир Чернявский
05.11.2016, 16:33
Выставка «Три радости»
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/tri_radosti.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/tri_radosti.jpg)
Н. К. Рерих. Три радости. 1916. Государственный Русский музей
11 ноября в 17 часов в Музее-институте семьи Рерихов состоится открытие выставки «Три радости», посвященной одноименному произведению Н.К. Рериха.
В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н. К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе воинов, сражающихся за это будущее. В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине.
В основе сюжета картины лежит народное предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», – пишет Н. К. Рерих о своей картине. С точки зрения художника истинные радости русского крестьянина – в плодотворном повседневном труде, который освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с позиций народного православия. Это подлинные народные помощники, ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, «отвечающие» за определённые области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.
Картину можно считать художественным исследованием традиционной религиозной культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества вплоть до середины XX века.
Замысел выставки ― раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя другие произведения Н. К. Рериха этого же периода. Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н. К. Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.
Картины Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества XVII – XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов (одежды, орудий труда и т.д.), предоставленных на выставку Белгородским музеем народной культуры.
Выставка будет работать до 26 марта 2017 года.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/bayan.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/bayan.jpg)
Н. К. Рерих. Баян. (Эскизы для «Богатырского фриза»). 1910 Государственный Русский музей
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/vityaz.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/vityaz.jpg)
Н. К. Рерих. Витязь. (Эскизы для «Богатырского фриза»). 1910 Государственный Русский музей
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Nikolayt_ugodnik_1914.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Nikolayt_ugodnik_1914.jpg)
Н. К. Рерих. Николай Угодник. 1914. Частное собрание, Санкт-Петербург
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Sporitelnica_hlebov.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Sporitelnica_hlebov.jpg)
Икона «Богоматерь Спорительница хлебов». Нач. ХХ в. Государственный музей истории религии.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Nikolay_Mozhayskiy.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Nikolay_Mozhayskiy.jpg)
Икона «Св. Николай Можайский». Нач. XX в. Государственный музей истории религии.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/tri_radosti.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/tri_radosti.jpg)
Н. К. Рерих. Три радости. 1916. Государственный Русский музей
11 ноября в 17 часов в Музее-институте семьи Рерихов состоится открытие выставки «Три радости», посвященной одноименному произведению Н.К. Рериха.
В 2016 году исполняется 100 лет с момента создания Н. К. Рерихом картины «Три радости». Картина написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе воинов, сражающихся за это будущее. В 1916 году Николай Рерих в связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала одной из последних, написанных художником на родине.
В основе сюжета картины лежит народное предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», – пишет Н. К. Рерих о своей картине. С точки зрения художника истинные радости русского крестьянина – в плодотворном повседневном труде, который освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с позиций народного православия. Это подлинные народные помощники, ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, «отвечающие» за определённые области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.
Картину можно считать художественным исследованием традиционной религиозной культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества вплоть до середины XX века.
Замысел выставки ― раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя другие произведения Н. К. Рериха этого же периода. Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н. К. Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.
Картины Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества XVII – XX веков из собрания Государственного музея истории религии. Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов (одежды, орудий труда и т.д.), предоставленных на выставку Белгородским музеем народной культуры.
Выставка будет работать до 26 марта 2017 года.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/bayan.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/bayan.jpg)
Н. К. Рерих. Баян. (Эскизы для «Богатырского фриза»). 1910 Государственный Русский музей
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/vityaz.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/vityaz.jpg)
Н. К. Рерих. Витязь. (Эскизы для «Богатырского фриза»). 1910 Государственный Русский музей
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Nikolayt_ugodnik_1914.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Nikolayt_ugodnik_1914.jpg)
Н. К. Рерих. Николай Угодник. 1914. Частное собрание, Санкт-Петербург
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Sporitelnica_hlebov.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Sporitelnica_hlebov.jpg)
Икона «Богоматерь Спорительница хлебов». Нач. ХХ в. Государственный музей истории религии.
http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/imagecache/preview/20161103/Nikolay_Mozhayskiy.jpg (http://www.roerich.spb.ru/sites/default/files/20161103/Nikolay_Mozhayskiy.jpg)
Икона «Св. Николай Можайский». Нач. XX в. Государственный музей истории религии.