В.В.
06.02.2015, 19:35
Руководитель Курчатовского института, академик Евгений Велихов, которого в научной среде называют "покорителем солнечной энергии", решает новые задачи, в центре которых - человеческие возможности по генерации уникальных идей, и принимает поздравления с днем рождения. Ученому исполнилось 80 лет.
МОЗГ - УДИВИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, А МЫ ЗАПОЛНЯЕМ ЕГО ВСЯКИМ МУСОРОМ.
Сегодня наблюдать за тем, как работает наш мозг, в реальном времени можно без вскрытия черепной коробки - с помощью магнитного резонанса. И многое в этой области из того, что казалось мистическим, либо исчезает, либо становится понятным.
Мы используем наш мозг хуже, чем компьютер. Мозг - это удивительная машина, а мы заполняем его мусором с помощью телевидения, Интернета.
Шекспир и Пушкин писали гениальные стихи. Прошли столетия, люди многого достигли за это время и наверняка могли бы написать что-то лучшее. Но ведь не написали, потому что не получается. Потому что у Шекспира и у Пушкина структуры подсознания были выстроены, на их способности повлияли десятки лет работы, культура, окружение. Если вы тратите время на всякую ерунду, смотрите бессмысленные передачи, читаете ненужные книжки, вы заполняете ячейки своего мозга мусором, который мешает вам проявить все способности вашего мозга. У меня в компьютере несколько петабайт памяти. Когда я что-то обрабатываю, в эту память ссыпается всякий мусор. И за долгое время его накопилось огромное количество. Теперь мне проще выкинуть диск и купить новый, чем очистить его от всякой ерунды.
Сам Велихов с информатики переключается на исследование самого мощного компьютера на земле — человеческого сознания, а главное, подсознания, о силе которого мы, порой, даже не догадываемся. Кажется, он до сих пор смотрит на мир глазами ребёнка, ему интересно всё вокруг. И нет такой области физики, где Велихов не сказал бы своего слова.
- Мистика - это тёмные уголки нашего сознания, в которые мы пока не можем заглянуть. Ничего страшного - доберёмся и до них! Эти задачи должна решить когнитивная наука, исследующая высшие психические функции сознания, работу мозга человека. Не так давно когнитивный центр создан и у нас в Курчатовском институте. Так что мы сейчас передвигаемся с невероятной скоростью в сторону вытеснения всякой мистики (смеётся).
А сегодня Евгений Велихов переключился, пожалуй, на самое сложное и актуальное научное направление - изучение человеческого сознания. В Национальном исследовательском центре (НИЦ) "Курчатовский институт", президентом которого является академик Велихов, создан НБИК-центр, где занимаются конвергенцией разных наук. Здесь совместно работают ученые самых разных специальностей: физики и математики, программисты и биологи, химики и нанотехнологи, микроэлектронщики и философы. Именно такой междисциплинарный подход должен обеспечить прорывы во многих научных направлениях и, прежде всего, в изучении мозга.
Сегодня академика Велихова больше всего интересует, по его собственному признанию, ключевой вопрос для любого ученого – как функционирует человеческий мозг, в котором и рождаются все уникальные идеи.
«Сегодня голова человека по мощи по каким-то вопросам равна всем компьютерам, которые мы построили, – говорит Евгений Велихов. – Ну, дальше будет по-другому. Но все равно главное – загадка именно сознания».
2010г. О сознании и мышлении
ВОПРОС: Менеджменту тоже учат…
ОТВЕТ: Ну, это, скорее, обучение уже накопленному знанию, внушение уже имеющегося опыта. А понимание законов природы ли, управления ли – повторюсь - не приходит из чтения книг. Нельзя взять ребёнка, месяц натренировать и превратить его в музыканта Рихтера. Даже чтобы просто играть на инструменте, десять лет надо отдать. Наше сознание строится, его структуры выращиваются под действием обучения даже чисто физически: вырастают новые синапсы, образуются новые каналы, связи и так далее. Понятно, что этот процесс происходит не за один день, месяц, год. А мы этим заниматься не хотим, и в этом смысле мы разучились выращивать людей.
Более того. Ведь сам человек – лишь вершина эволюции. Мы ползаем по её поверхности. А внутри у нас, на подкорке, лежат огромные структуры сознания, через которые мы прошли, пока эволюционировали. Где-то сознание амёбы, потом сознание рептилии, потом млекопитающих, и лишь потом – наше. Это всё существует и всё используется. У человека есть потребности, инстинкты, заложенные генетически. Даже любознательность - это не совсем любознательность. Это больше. Человек с детства начинает создавать свой собственный мир. Как в театре - обволакивая окружающее своим собственным сознанием. На этом жизнь построена. Вы всё время прокладываете в себе путь, вы всё время ставите себе цель, а затем к ней идёте. И сравниваете, что у вас получается. И поэтому ребёнку надо создать условия, когда эта подсознательная машина сама у него начнёт работать, а не напихивать в него сведения. Книга поможет тогда, когда путь к ней пройден самостоятельно.
О деградации человечества
В результате мы видим главную катастрофу, которую переживает ныне человечество, - катастрофу духовную. Происходит атака на разум. И идёт она через идею быстрого обогащения, дешёвых денег. Через внушение позиции, что вообще можно жить только деньгами, за деньги и ради денег, ибо деньги делают деньги. Но это иллюзия, это пузырь. Жизнь, построенная на этом пузыре, очень неустойчива. Устойчива та жизнь, которая строится на реальном продукте и на реальной работе. Вот сейчас этот пузырь и лопнул.
И вторая важная вещь - человек деградирует, если не трудится. Как писал поэт: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и ночь, и день». А если она этого не делает, то деградирует. Деградирует подсознание. Остаётся только видимость образованности. Я с ужасом смотрю на эти конкурсы, которые показывают по телевидению. Эти игры в вопросы-ответы - они что, развивают когнитивные способности человека? Нет, просто человек забивает себе память этими сведениями. Мозг он этим не развивает.
Вот почему я, кстати, боюсь этих ЕГЭ в школе. Потому что эти тесты забивают голову формальными вещами, совершенно не возбуждая когнитивные, мыслительные процессы. А это самое главное в образовании - развивать мышление.
О когнитивном развитии
ВОПРОС: Что такое – когнитивные процессы? Человек ведь мыслит всегда. Чем его повседневное мышление отличается от когнитивного?
ОТВЕТ: Когнитивная отрасль – это уже новая отрасль науки и техники. Это удивительная, многообещающая вещь. Она сейчас развивается быстрее всего и, по-видимому, будет доминирующей в XXI веке. Мы уже видим: возникает новый класс людей, которые в качестве орудия производства используют свой собственный мозг. В Америке таких около 40 миллионов, у нас - около 14. Эти люди - полные собственники своего мозга. И это большая социальная сила. И она, по сути, опровергая Маркса, владеет этой вот огромной промышленностью собственных мозгов, которая сегодня фактически определяет производительность труда, прогресс во всех отраслях. Иными словами, сам мозг сегодня - это уже серьёзная промышленность. А объединённые в единую сеть с помощью информационных технологий, получив инструментарий в виде нанотехнологий, эти люди в будущем вообще будут определять ход, темпы и направление развития человечества.
ВОПРОС: Правильно ли я понимаю: дальнейшее развитие био-, нано-, инфо-, когнитивных технологий приведёт к тому, что:
а) биология позволит совершенствовать самого человека, прежде всего его мозг,
б) нанотехнологии позволят создать для этого мозга инструментарий, в этом же мозгу и помещающийся,
в) когнитивные вещи превратят эти мозги в своеобразные мастерские, в производственные единицы, а
г) информационные технологии обеспечат полную связь между всем этим? И прогресс приведёт к единому общечеловеческому производству интеллектуального продукта, немедленно превращающегося в продукты реальные, продукты промышленные?
ОТВЕТ: В какой-то степени да. Но и человечество должно подняться на новый уровень. Прежде всего творческий, интеллектуальный.
ВОПРОС: Да, но чего будет хотеть это объединённое человечество? Захочет ли оно полететь, скажем, к Марсу? Или предпочтёт, как сегодня, обстраивать свой маленький быт и наслаждаться им?
ОТВЕТ: Я уже говорил, что это вопрос воспитания. И меня сейчас беспокоит деградация именно культурного воспитания. Большинство плохо воспитано, недоучилось. К тому же не исключено, что человечество может захотеть впасть в лень.
Но в это я не очень верю. Ибо стоит такое множество проблем, что их просто необходимо решать. Энергия нужна, вода, пища. Даже воздух - чистый. Да и сам человек хочет стать богаче, сытее. Так что в целом люди имеют огромный потенциал, и нужно найти его.
Сегодня. Россия Культура. Линия жизни. К 80-летию Евгения Велихова.
МОЗГ - УДИВИТЕЛЬНАЯ МАШИНА, А МЫ ЗАПОЛНЯЕМ ЕГО ВСЯКИМ МУСОРОМ.
Сегодня наблюдать за тем, как работает наш мозг, в реальном времени можно без вскрытия черепной коробки - с помощью магнитного резонанса. И многое в этой области из того, что казалось мистическим, либо исчезает, либо становится понятным.
Мы используем наш мозг хуже, чем компьютер. Мозг - это удивительная машина, а мы заполняем его мусором с помощью телевидения, Интернета.
Шекспир и Пушкин писали гениальные стихи. Прошли столетия, люди многого достигли за это время и наверняка могли бы написать что-то лучшее. Но ведь не написали, потому что не получается. Потому что у Шекспира и у Пушкина структуры подсознания были выстроены, на их способности повлияли десятки лет работы, культура, окружение. Если вы тратите время на всякую ерунду, смотрите бессмысленные передачи, читаете ненужные книжки, вы заполняете ячейки своего мозга мусором, который мешает вам проявить все способности вашего мозга. У меня в компьютере несколько петабайт памяти. Когда я что-то обрабатываю, в эту память ссыпается всякий мусор. И за долгое время его накопилось огромное количество. Теперь мне проще выкинуть диск и купить новый, чем очистить его от всякой ерунды.
Сам Велихов с информатики переключается на исследование самого мощного компьютера на земле — человеческого сознания, а главное, подсознания, о силе которого мы, порой, даже не догадываемся. Кажется, он до сих пор смотрит на мир глазами ребёнка, ему интересно всё вокруг. И нет такой области физики, где Велихов не сказал бы своего слова.
- Мистика - это тёмные уголки нашего сознания, в которые мы пока не можем заглянуть. Ничего страшного - доберёмся и до них! Эти задачи должна решить когнитивная наука, исследующая высшие психические функции сознания, работу мозга человека. Не так давно когнитивный центр создан и у нас в Курчатовском институте. Так что мы сейчас передвигаемся с невероятной скоростью в сторону вытеснения всякой мистики (смеётся).
А сегодня Евгений Велихов переключился, пожалуй, на самое сложное и актуальное научное направление - изучение человеческого сознания. В Национальном исследовательском центре (НИЦ) "Курчатовский институт", президентом которого является академик Велихов, создан НБИК-центр, где занимаются конвергенцией разных наук. Здесь совместно работают ученые самых разных специальностей: физики и математики, программисты и биологи, химики и нанотехнологи, микроэлектронщики и философы. Именно такой междисциплинарный подход должен обеспечить прорывы во многих научных направлениях и, прежде всего, в изучении мозга.
Сегодня академика Велихова больше всего интересует, по его собственному признанию, ключевой вопрос для любого ученого – как функционирует человеческий мозг, в котором и рождаются все уникальные идеи.
«Сегодня голова человека по мощи по каким-то вопросам равна всем компьютерам, которые мы построили, – говорит Евгений Велихов. – Ну, дальше будет по-другому. Но все равно главное – загадка именно сознания».
2010г. О сознании и мышлении
ВОПРОС: Менеджменту тоже учат…
ОТВЕТ: Ну, это, скорее, обучение уже накопленному знанию, внушение уже имеющегося опыта. А понимание законов природы ли, управления ли – повторюсь - не приходит из чтения книг. Нельзя взять ребёнка, месяц натренировать и превратить его в музыканта Рихтера. Даже чтобы просто играть на инструменте, десять лет надо отдать. Наше сознание строится, его структуры выращиваются под действием обучения даже чисто физически: вырастают новые синапсы, образуются новые каналы, связи и так далее. Понятно, что этот процесс происходит не за один день, месяц, год. А мы этим заниматься не хотим, и в этом смысле мы разучились выращивать людей.
Более того. Ведь сам человек – лишь вершина эволюции. Мы ползаем по её поверхности. А внутри у нас, на подкорке, лежат огромные структуры сознания, через которые мы прошли, пока эволюционировали. Где-то сознание амёбы, потом сознание рептилии, потом млекопитающих, и лишь потом – наше. Это всё существует и всё используется. У человека есть потребности, инстинкты, заложенные генетически. Даже любознательность - это не совсем любознательность. Это больше. Человек с детства начинает создавать свой собственный мир. Как в театре - обволакивая окружающее своим собственным сознанием. На этом жизнь построена. Вы всё время прокладываете в себе путь, вы всё время ставите себе цель, а затем к ней идёте. И сравниваете, что у вас получается. И поэтому ребёнку надо создать условия, когда эта подсознательная машина сама у него начнёт работать, а не напихивать в него сведения. Книга поможет тогда, когда путь к ней пройден самостоятельно.
О деградации человечества
В результате мы видим главную катастрофу, которую переживает ныне человечество, - катастрофу духовную. Происходит атака на разум. И идёт она через идею быстрого обогащения, дешёвых денег. Через внушение позиции, что вообще можно жить только деньгами, за деньги и ради денег, ибо деньги делают деньги. Но это иллюзия, это пузырь. Жизнь, построенная на этом пузыре, очень неустойчива. Устойчива та жизнь, которая строится на реальном продукте и на реальной работе. Вот сейчас этот пузырь и лопнул.
И вторая важная вещь - человек деградирует, если не трудится. Как писал поэт: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и ночь, и день». А если она этого не делает, то деградирует. Деградирует подсознание. Остаётся только видимость образованности. Я с ужасом смотрю на эти конкурсы, которые показывают по телевидению. Эти игры в вопросы-ответы - они что, развивают когнитивные способности человека? Нет, просто человек забивает себе память этими сведениями. Мозг он этим не развивает.
Вот почему я, кстати, боюсь этих ЕГЭ в школе. Потому что эти тесты забивают голову формальными вещами, совершенно не возбуждая когнитивные, мыслительные процессы. А это самое главное в образовании - развивать мышление.
О когнитивном развитии
ВОПРОС: Что такое – когнитивные процессы? Человек ведь мыслит всегда. Чем его повседневное мышление отличается от когнитивного?
ОТВЕТ: Когнитивная отрасль – это уже новая отрасль науки и техники. Это удивительная, многообещающая вещь. Она сейчас развивается быстрее всего и, по-видимому, будет доминирующей в XXI веке. Мы уже видим: возникает новый класс людей, которые в качестве орудия производства используют свой собственный мозг. В Америке таких около 40 миллионов, у нас - около 14. Эти люди - полные собственники своего мозга. И это большая социальная сила. И она, по сути, опровергая Маркса, владеет этой вот огромной промышленностью собственных мозгов, которая сегодня фактически определяет производительность труда, прогресс во всех отраслях. Иными словами, сам мозг сегодня - это уже серьёзная промышленность. А объединённые в единую сеть с помощью информационных технологий, получив инструментарий в виде нанотехнологий, эти люди в будущем вообще будут определять ход, темпы и направление развития человечества.
ВОПРОС: Правильно ли я понимаю: дальнейшее развитие био-, нано-, инфо-, когнитивных технологий приведёт к тому, что:
а) биология позволит совершенствовать самого человека, прежде всего его мозг,
б) нанотехнологии позволят создать для этого мозга инструментарий, в этом же мозгу и помещающийся,
в) когнитивные вещи превратят эти мозги в своеобразные мастерские, в производственные единицы, а
г) информационные технологии обеспечат полную связь между всем этим? И прогресс приведёт к единому общечеловеческому производству интеллектуального продукта, немедленно превращающегося в продукты реальные, продукты промышленные?
ОТВЕТ: В какой-то степени да. Но и человечество должно подняться на новый уровень. Прежде всего творческий, интеллектуальный.
ВОПРОС: Да, но чего будет хотеть это объединённое человечество? Захочет ли оно полететь, скажем, к Марсу? Или предпочтёт, как сегодня, обстраивать свой маленький быт и наслаждаться им?
ОТВЕТ: Я уже говорил, что это вопрос воспитания. И меня сейчас беспокоит деградация именно культурного воспитания. Большинство плохо воспитано, недоучилось. К тому же не исключено, что человечество может захотеть впасть в лень.
Но в это я не очень верю. Ибо стоит такое множество проблем, что их просто необходимо решать. Энергия нужна, вода, пища. Даже воздух - чистый. Да и сам человек хочет стать богаче, сытее. Так что в целом люди имеют огромный потенциал, и нужно найти его.
Сегодня. Россия Культура. Линия жизни. К 80-летию Евгения Велихова.