Вход

Просмотр полной версии : Терминологические соответствия


Лена К.
11.11.2013, 09:37
Предлагаю в этой теме собрать соответствия между различными наименованиями одних и тех же явлений и понятий в Агни Йоге и Теософии. Обязательно привести выдержки из текстов для обоснования. Кроме того, если были специальные замечания по поводу терминов, то их тоже надо упомянуть. Например,

Линга Шарира — эфирный двойник.

А. Безант. «Человек и его тела»
Эфирный двойник до сих пор обозначался термином Линга Шарира, однако в силу некоторых причин желательно отказаться от дальнейшего использования данного термина. Термин Линга Шарира с незапамятных времен использовался в индуистских книгах в ином значении, и вследствие этого произвольное и зачастую неправильное толкование данного термина создало большую путаницу в умах как западных, так и восточных читателей, изучающих специальную литературу Востока. Одна только эта причина, не говоря уже обо всех остальных, является достаточным основанием для того, чтобы отказаться от неправомерного использования этого термина.

Лена К.
11.11.2013, 09:41
Астральный Мир — Тонкий Мир.
Ментальный Мир — Мир Огненный, Мир Духа.
Высшие подразделения Ментального Мира — Мир Высший.
Небо — Миры Огненный и Высший.
Чаша — астральное сердце.
Сыны Света, Сыны Разума, Сыны Огня, Кумары, христианские Архангелы — Великие Братья.


Т. 4. (МЦР), №72. Е.И. Рерих — В.А.Дукшта-Дукшинской. 24.05.1936
1. Тонкий Мир отвечает Миру Астральному от низшего до высшего слоя.
2. Мир Огненный есть Мир Духа или Мир Ментальный. Высшая степень Мира Огненного называется часто Мир Высший…
5. Чаша соответствует астральному сердцу, и Лотос есть нервный центр этого сердца…
10. …Великие Духи, пришедшие с Высших планет и называемые на Востоке Сынами Света, или Сынами Разума, или Сынами Огня, или Кумарами и т.д., соответствуют нашим христианским Архангелам…
Итак, Ангелы Хранители, или Великое Братство, эти Держатели нашей планеты были высокими Духами на других мирах и богочеловеками на нашей Земле. Принадлежа к высшей эволюции, Они пришли на нашу Землю, чтобы ускорить эволюцию ее человечества.
Т. 4. (МЦР), №160. Е.И. Рерих — Ф.А.Буцену. 9.12.1936
Конечно, понятие Неба в широком представлении есть пространство, взятое же в религиозном понимании оно есть Высшие Сферы, окружающие нашу планету – Миры Огненный и Высший.
Т. 5. (МЦР), №106. Е.И. Рерих — Н.П.Серафининой. 23.11.1937
Конечно, Тонкий Мир и есть мир Астральный со всеми его подразделениями на низшие и высшие сферы, затем следует Мир Огненный и, наконец, Мир самый Высший.

Т. 8. (МЦР), №13. Е.И. Рерих — З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 16-18.04.1948
Пирамида часто рассматривалась как символ Макрокосма и, следовательно, Микрокосма, отсюда и деление на три естества, или на три Мира – физический, астральный и огненный. Естество, или субстанция, или природа каждого Мира отличается от естества другого. Вершина – Огненный Мир. Середина помещения пирамиды символизирует Тонкий Мир, а низ, или основание – мир плотный, и, конечно, естества этих трех миров настолько разнятся, что можно сказать, что они разделены, или между ними положены грани.

Лена К.
11.11.2013, 12:20
Коша — оболочка (когда речь идет об организации двустороннего канала связи между Высшим Эго и физическим телом через промежуточные миры для передачи впечатлений плотного мира вверх и получения сверху управляющего воздействия).
Шарира — тело (когда речь идет об организованной структуре, которая самостоятельно действует на соответствующем плане).


А. Безант. «Исследование сознания»
На Востоке об астральном и ментальном носителях сознания, действующих в отношении физического, говорят как о кошах, или оболочках, и используют термин шарира, или тело, для формы, способной к независимому действию в видимом и невидимом мирах.

Еще о нежелательности применения термина «Линга Шарира».

А. Безант. «Человек и его тела»
Если взглянуть на низшие тела человека астральным зрением, то можно заметить, что эфирный двойник (Линга Шарира) и астральное тело (тело желаний) взаимопроникают друг в друга, и в то же время оба пронизывают плотное физическое тело. Отсюда и возникавшая в прошлом путаница, когда термины Линга Шарира и астральное тело использовались как взаимозаменяющие, хотя последний употреблялся также и для обозначения тела Камы, или тела желания. Эта терминологическая путаница создала множество проблем, так как функции тела Камы, именовавшегося астральным телом, приписывались эфирному двойнику, который тоже назывался астральным телом; вследствие этого ученик совершенно запутывался в возникавших при этом очевидных противоречиях. Тщательные наблюдения за формированием этих двух тел позволяют нам теперь совершенно определенно заявить, что эфирный двойник состоит исключительно из физических эфиров, и даже если бы его можно было отделить от его плотного тела, он все равно не смог бы покинуть физический уровень или отдалиться от своей более плотной копии; более того, известно, что он строится по образцу, данному Владыками Кармы, и никуда не следует за своим Эго, но всегда остается со своим физическим телом, построенным по его образу и подобию. Астральное же тело (или тело Камы — тело желания) состоит исключительно из астральной материи; будучи освобожденным от физического тела, оно способно перемещаться на астральном уровне и является носителем Эго на этом плане; при реинкарнациях Эго восстанавливает его, достигнув этого уровня. Учитывая все это, во избежание путаницы, первое тело желательно именовать эфирным двойником, а второе — астральным телом.

Лена К.
11.11.2013, 14:52
Нужно еще учесть контекст.

Надземный Мир — в зависимости от контекста Мир Высший или то, что выше Физического Мира.


Т. 7. (МЦР), №89. Е.И. Рерих — Р.Р.Ренцу. 12.11.1943
Некоторые ученые уже говорят о синтезе в науке, но как можно думать о синтезе знания без осознания и ознакомления с Миром Надземным, Миром Всеначальным?
…будем поощрять всех стремящихся к истинному синтезу, к познанию Мира Надземного, Мира Высшего, где зарождаются и откуда приходят новые идеи.


Т. 7. (МЦР), №212. Е.И. Рерих — З.Г.Фосдик. 24.02.1947
Тонкий Мир находится вокруг нас и над нами, и размеры его гораздо обширнее, именно несравнимы с нашим земным планом. Тонкий Мир имеет много сфер, или слоев, разнящихся между собою мощью напряжения и тонкостью вибраций и по качеству сознания, иного подразделения не имеется, потому сколько сознаний, столько и ступеней, или слоев. Конечно, Мир Огненный является особо высокой сферой совершенства сознания, и потому Обитатели этих огненных сфер могут лишь редко, в исключительных обстоятельствах приближаться к нашей земной сфере. Их приближение может вызвать большие пертурбации как в Тонком Мире, так и на Земле. Слишком разнятся их напряжения и вибрации от низших сфер.
Мир Надземный есть Мир Тонкий, но и Мир Мысли, ибо что может быть надземнее мысли?

Солярус
11.11.2013, 17:48
Цитата:
А. Безант. «Исследование сознания»
На Востоке об астральном и ментальном носителях сознания, действующих в отношении физического,
говорят как о кошах, или оболочках, и используют термин шарира, или тело, для формы,
способной к независимому действию в видимом и невидимом мирах.

Еще о нежелательности применения термина «Линга Шарира».
Цитата:

Безант не была посвященным учеником Великих Учителей - поэтому не имеет иерархического права что-то запрещать
или разрешать терминологически использовать нам в Теософском Учении и Учении Агни-Йоги !

Лена К.
11.11.2013, 18:26
Безант не была посвященным учеником Великих Учителей - поэтому не имеет иерархического права что-то запрещать или разрешать терминологически использовать нам в Теософском Учении и Учении Агни-Йоги !
Солярус, вам никто ничего не может запретить или разрешить в вашем процессе познавания, даже желания остаться невежественным.
Анни Безант была далеко не последним человеком в познании наследия Е.П.Б. И у нее есть, чему поучиться. Вот, например, что пишет Е.И.Р. по поводу ее книги «Человек и его тела», на которую я сослалась в связи с термином «Линга Шарира»:
Т. 9. (МЦР), №256. Е.И. Рерих — Е.П.Инге. 1.10.1954
На днях послала Вам маленькую книжечку, собранную А. Безант, «Мэн энд хиз Бодис». Книжечка неплохая для перевода. Когда получите, напишите, мне хочется послать Вам и вторую из этой серии — «Карма». Обе книжечки полезны для перевода.

Постарайтесь не мусорить эту тему без дела. Если выявите полезные для других терминологические соответствия, то пожалуйте.

Владимир Чернявский
13.11.2013, 07:23
Ментальный Мир — Мир Огненный, Мир Духа

Это не совсем так. Ментальный мир - это преддверие Мира Огненного (мир Манаса, но не Буддхи), ибо читаем Агни Йогу:

Мир Огненный ч.1, 84 Не забудем, что каждое мгновение должно принадлежать Новому Миру. Заметьте, что при перечислении миров, Мы как бы упускаем Мир Мысленный, не случайно это. Мир Мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, он входит, как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь обращается в творящую мысль.

Мир Огненный ч.1, 157 Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный, значит к нему и следует стремиться.Термины "мир мысленный", "мир умный" тождественны термину "мир ментальный":

04.05.1944 (Письма Н.К.Рерих в Америку) “Умный Мир” соответствует ментальному, и в теософ[ских] книгах часто ментальный мир называется умным, так же как у нас говорится – “умное делание”, “умная молитва” и так далее.

Из Дневников:
02.I.1938 О соответствии названий сфер в т. л. — Ментальный Мир есть переход и приближение к Огненному. Мир Огненный соответствует Будхическому...

К тому же, в издании Писем, выверенных Еленой Ивановной, эта же фраза звучит так:
24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 2) Мир Огненный есть Мир Духа. Высшая степень Мира Огненного называется часто Миром Высшим.

Владимир Чернявский
13.11.2013, 07:31
В дополнение к списку терминов:

12.04.1935 Е.И.Рерих М.Е.Тарасову Конечно, Монада соответствует понятию духа. Но, говоря о духовности и духе в жизни, в проявлении, всегда подразумевается Высшее Эго.

24.06.35 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Cвет Абхидхармы означает высшее сознание, Буддхи-Манас

Лена К.
13.11.2013, 08:29
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 43. 23 января 1938.
— Какому телу в т[еософской] л[итературе] соответствует тело огненное?
— Тонкому, насыщенному огнем пространства.

Лена К.
13.11.2013, 10:37
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.

В терминологии Теософии Арупа-мир Ментального Плана включает в себя три высших его подплана. Из цитаты можно понять, что и выше находятся арупа-подразделения, которые относятся к Миру Огненному.

Владимир Чернявский
13.11.2013, 15:47
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.

Лена К.
13.11.2013, 16:19
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
Чуть-чуть не так, так как четыре низших подразделения Ментального Мира относятся к Рупа-миру. Просто, видимо, подразумевается, как я предположила, что к Арупа относится и что-то от Ментального Мира, и что-то от Огненного.

Лена К.
13.11.2013, 16:42
А насчет нетождественности Миров Ментального и Огненного вы уже привели цитату из дневников Е.И.Р.:
Тетрадь 43. 02 января 1938. О соответ[ствии] названий сфер в т[еософской] л[итературе] — Ментальный Мир есть переход и приближение к Огненному. Мир Огненный соответствует Буддхическому.
То есть Мир Огненный — это Мир Буддхический.
Но так как Ментальный Мир (видимо, в высших подразделениях) близок Миру Огненному (не зря же это специально отмечается в цитате), то Е.И.Р. и соотносила поначалу Мир Огненный и Мир Ментальный.

mika_il
13.11.2013, 17:57
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.

О тождественности данных понятий вообще несправедливо говорить, лишь о соответствиях. Манасический (не ментальный) план принадлежит Миру Огненному. Махабуддхи есть синоним Махата, когда последний рассматривается в определенном аспекте, и Манас есть Луч Махата. Если заглянуть в "Теософский Словарь", то там найдется, что эзотерически Манас не есть просто "ментальная способность", но нечто более существенное.

Владимир Чернявский
16.11.2013, 02:50
Предлагаю в этой теме собрать соответствия между различными наименованиями одних и тех же явлений и понятий в Агни Йоге и Теософии

Тема однозначно полезная. Предлагаю расширить подход и вернуться к более широкой работе, которую мы когда-то оформляли как "Вопросник (http://forum.roerich.info/showthread.php?t=6013)". Обсуждение было в отдельной теме (http://forum.roerich.info/showthread.php?t=6012).

Amarilis
16.11.2013, 10:56
Мир Огненный ч.1, 157 Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный, значит к нему и следует стремиться.Что приближает нас к нему?

Солярус
16.11.2013, 11:38
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.

По буддийской классификации: Ментальный Мир - это рупалока и арупалока. "Каждая сфера или уровень знания,
содержит в себе потенции более высокой организации, плавно переходят в иные, как более низкие,
так и более высокие состояния". Ваша цитата в комменте № 10 из дневника Е.И.Рерих означает,
что высшие сферы Ментального Мира касаются сфер Огненного Мира,
и условно являются арупа-локой. Менее напряженные, так сказать, нижележащие сферы Ментального Мира
принадлежат к Мирам Чистой формы - Рупадхату ( рупалоки )

Лена К.
16.11.2013, 11:42
Мир Огненный ч.1, 157 Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный, значит к нему и следует стремиться.Что приближает нас к нему?
Все, что ему соответствует, то есть все, что можно отнести к категории «бессмертное и единое со всеми». Этот Мир соответствует принципу Любви, которая своим притяжением организовала все в этой вселенной, чтобы мы, как и другие существа, могли в ней эволюционировать. Значит, бескорыстная любовь, сострадание, милосердие, все то, что объединяет, — это то, что строит тело, с помощью которого можно будет познавать Мир Огненный.

Солярус
16.11.2013, 12:01
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.

По буддийской классификации: Ментальный Мир - это рупалока и арупалока. "Каждая сфера или уровень знания,
содержит в себе потенции более высокой организации, плавно переходят в иные, как более низкие,
так и более высокие состояния". Ваша цитата в комменте № 10 из дневника Е.И.Рерих означает,
что высшие сферы Ментального Мира касаются сфер Огненного Мира,
и условно являются арупа-локой. Менее напряженные, так сказать, нижележащие сферы Ментального Мира
принадлежат к Мирам Чистой формы - Рупадхату ( рупалоки )

"...высшее состояние ментала соответствует Миру Огненному".

( Письма Е.И.Рерих от 25.06.36 )

Солярус
16.11.2013, 12:39
Мир Огненный ч.1, 157
Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный,
значит к нему и следует стремиться.Что приближает нас к нему?
Все, что ему соответствует, то есть все, что можно отнести к категории «бессмертное и единое со всеми».
Этот Мир соответствует принципу Любви, которая своим притяжением организовала все в этой вселенной,
чтобы мы, как и другие существа, могли в ней эволюционировать. Значит, бескорыстная любовь, сострадание,
милосердие, все то, что объединяет, — это то, что строит тело, с помощью которого можно будет познавать Мир Огненный.

Все перечисленные вами, Лена К., нужные огненные качества Парамит Бодхисаттв немысленно накопить эволюционирующим землянам
без надземного и космического мыслеустремления ! Лишь через огненную мысль и чувства - заслужанный вход в Огненные Чертоги !
Ведь « Нужно различать огонь из Дальних Миров и земной атмосферы,
оба потенциала одинаковы, но плотность огня земного гуще".
( Высокий Путь № 1755 )

«Мир Огненный только тогда засияет, когда пламенна его сверкают в Безпредельности.»
( Братство № 296 ) Здесь, Вел.Владыкой ясно сказал нам всем, что путь в Мир Огненный лежит
через кармические накопление высшего Огня Дальних Миров. « Пламена его» - это устремлённая,
огненная мысль человека к беспредельным Иерархиям Высших Планет и Светил.

« Нужно не только согласовать Мир Огненный с Безпредельностью, но держать прочно Иерархию.
Красота Мира Огненного только увенчается ступенями Иерархии, которая восходит в Свет безпредельный.
Не нужно огорчаться если лишь немногие сознательно восходят по ступеням Света. Но эти Гиганты окружены
таким магнитом, что Они увлекают за собою невольно неведающих трудный путь ».
( М.О., ч., 3 № 1 )

Без надземного и космического сознательного мысле-устремления людей не привлечь в сферы планеты Земля
тончайший Эволюционный Огонь от Иерархий Дальних Миров !
Как мало сейчас на Земле таких устремившихся в космическую Безпредельность !
Ровно настолько же мало и достигших Огненного Мира Земли ! Не забудем ни на минуту,
что Иерархия Шамбалы пришла из высших Дальних Миров !

Selen
16.11.2013, 16:10
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
и чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?

Солярус
16.11.2013, 16:42
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
и чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?

Утонченностью и красотой мыслеформ Высших, Огненных Существ - Брахм этих Тончайших, по градации Духо-материи, Надземных Сфер.

Selen
16.11.2013, 17:22
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
и чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?

Утонченностью и красотой мыслеформ Высших, Огненных Существ - Брахм этих Тончайших, по градации Духо-материи, Надземных Сфер.
значит все-таки а-рупа это та же самая рупа только более утонченная = красивая?

Солярус
16.11.2013, 17:30
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
и чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?

Утонченностью и красотой мыслеформ Высших, Огненных Существ - Брахм этих Тончайших, по градации Духо-материи, Надземных Сфер.
значит все-таки а-рупа это та же самая рупа только более утонченная = красивая?
Есть такое понятие в диалектике: количество трансмутирует в НОВОЕ КАЧЕСТВО !!!

Selen
16.11.2013, 17:48
Из дневников Е.И.Р. Тетрадь 35. 11 декабря 1932.
— Вл[адыка], Арупа-мир и есть Мир Огненный?
— Огненный и мысленный.
...

Из цитаты видно, что Миры огненный и мысленный (т.е. Ментальный) - не тождественны друг другу. При этом оба они суть а-рупа.
и чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?

Утонченностью и красотой мыслеформ Высших, Огненных Существ - Брахм этих Тончайших, по градации Духо-материи, Надземных Сфер.
значит все-таки а-рупа это та же самая рупа только более утонченная = красивая?
Есть такое понятие в диалектике: количество трансмутирует в НОВОЕ КАЧЕСТВО !!!

да есть такое в диалектике, но каким боком это здесь прикладывается?.. типа этого - берем много рупы, пахтаем пахтаем и получаем а-рупу?

Солярус
16.11.2013, 17:49
Древние буддисты описывали Огненную Нир-вану с позиции отрицания всех атрибутов сансарного бытия,
Учение Агни-Йоги же применяет положительный ключ в описании Огненного Мира:
" Поручаю свидетельствовать о Мире Огненном как о существующем со всеми признаками бытия."
(МО., ч.2, № 179 )
Неописуемое можно описывать как в отрицательных определениях, так и в положительных определениях.
Для славянского менталитета более ближе положительный, радостный ключ в описания устройства Мироздания.
Отрицательный же способ описания Высших Сфер в древне-индийских религиозных философиях зато более точен
с позиции ранних метафизических доктрин Востока.

Selen
16.11.2013, 18:10
Отрицательный же способ описания Высших Сфер в древне-индийских религиозных философиях зато более точен с позиции ранних метафизических доктрин Востока.
вот вот... это и есть тот флёр, тот мистический туман, который скоро сдохнет а вместе с ним уйдут в небытие и все кто не мыслит своего бытия вне связи с оным

Неописуемое можно описывать как в отрицательных определениях, так и в положительных определениях. Для славянского менталитета более ближе положительный, радостный ключ в описания устройства Мироздания.
это всё лирика... и если это всё что Вы можете сказать касательно отличия а-рупы от рупы?... хм... признаться я разочарован... .......только поймите меня правильно… я имею свой вариант ответа и я его озвучу, но прежде хотелось бы что называется «ради чистоты эксперимента» все-таки побольше «выдавить» из Вас (да и всех знатоков а-рупы) побольше информации… ибо я разумею так – если чел понимает суть то он способен её донести = выразить своими словами без обращения к цитатам

paritratar
16.11.2013, 18:58
Учение Агни-Йоги же применяет положительный ключ в описании Огненного Мира: " Поручаю свидетельствовать о Мире Огненном как о существующем со всеми признаками бытия." (МО., ч.2, № 179 )
Иными словами можно утверждать, что по Поручению Вел. Вл. Мир Огненный можно описать?

diant
16.11.2013, 19:30
Но так как Ментальный Мир (видимо, в высших подразделениях) близок Миру Огненному (не зря же это специально отмечается в цитате), то Е.И.Р. и соотносила поначалу Мир Огненный и Мир Ментальный.
Лена, Владимир, правильно ли я понимаю, что в отношении Ментального Мира вы пришли к выводу, что он весь ЦЕЛИКОМ не входит в Мир Огненный? Если да, так ли это? Неужели высший манас, который и наделяет немыслящую монаду способностью к мышлению, исключается из Мира Огненного, где собственно и действуют Высшие Духи, которые конечно разумны?

Елена Ивановна в таких вопросах обычно сначала задавала их Учителю, потом уже на основании этого отвечала корреспондентам. Незадолго до написания письма Дукшта-Дукшинской 24 мая 1936 года в ее дневнике есть соответствующие вопросы:
"Огненный Мир есть мир духовн[ый] или высокой мент[альности]? Да. Тонкий Мир включает в себя все слои Астр[ала] и также степени мент[ала]? Да".

Может быть, решение проблемы с "кажущимся расхождением" в цитатах кроется в том факте, что под словами "ментальный", "мысленный" Учитель иногда имел в виду мир низшей ментальности, то есть мышления, привязанного к рассудку? Как например в этом фрагменте дневника (27 сентября 1934): "Нужно понять, когда говорю о незаменимости, имею в виду сердце огненное, не ментальное. Ибо сердце, управляемое мозгом, можно назвать ментальным".

Лена К.
16.11.2013, 21:53
Лена, Владимир, правильно ли я понимаю, что в отношении Ментального Мира вы пришли к выводу, что он весь ЦЕЛИКОМ не входит в Мир Огненный? Если да, так ли это?..

diant, по моим представлениям высшие подразделения Ментального Мира относятся к Миру Огненному. Даже тело огненное (цитату приводила) называют соответствующим телу «тонкому, насыщенному огнем пространства».
Ниже подтверждения. Здесь, как и во многих других местах АЙ, Мир Тонкий упоминается без разделения на Астральный и Ментальный.
11.469. Напрасно люди считают границы надплотных миров далекими. Никто не сознает точную границу с Тонким Миром, она неуловима для сознания. Также и между Тонким и Огненным Миром. Но неизмеримо близки эти границы!

11.551. …Тоже нет разногласия в понимании Тонкого Мира при слове об Огненном. Самые вершины Тонкого Мира почти соприкасаются с Миром Огненным. Так же как некоторые подробности плотного мира близки Тонкому. Так поймем навсегда связь миров как ступени Беспредельности.

11.564. Может ли лучший обитатель Тонкого Мира оттуда подняться в Мир Огненный? Может, и его преображение будет прекрасно. Путем очищения тонкое тело начинает светиться, огонь разгорается, и, наконец, оболочка спадает, как легкий слой пепла; и огненная сущность не может оставаться в прежнем слое и восходит в Мир Огненный. То, что было в Тонком Мире нестерпимым сиянием, то становится в Мире Огненном самым тусклым — такова лестница. Нужно привыкать представлять себе многие слои Тонкого Мира. От алого пламени до самого прекрасного сияния радуги, как волнующееся море, переливаются эти грани и ткут всевозможные сочетания.

11.607. Мир Огненный и трудно, и легко представить себе. Прерыва нет между мирами. Тонкий Мир так же относится к Огненному, как и плотный к Тонкому.

Тетрадь 40.
— Высший Мир отвечает Миру Огненному?
— Мир Высший есть высшая степень Мира Огненного.
— Огненн[ый] Мир есть мир духовн[ый] и высокий мент[альный]?
— Да.
— Тонкий Мир включает в себя все слои астр[ального] и также степени мент[ального]?
— Да.

Солярус
16.11.2013, 23:45
Учение Агни-Йоги же применяет положительный ключ в описании Огненного Мира: " Поручаю свидетельствовать о Мире Огненном как о существующем со всеми признаками бытия." (МО., ч.2, № 179 )
Иными словами можно утверждать, что по Поручению Вел. Вл. Мир Огненный можно описать?

Человеческими словами всё можно условно и символически описать, особенно поучительно будет,
если не понимать дословно, буквально эти относительные словесные описания Учителей Света
Высших, Огненных Сфер, как любят некоторые наши товарищи.... К тому же:« Не нужно думать, что Мир Огненный уже совершенное состояние.
Системы Миров , из которых мы видим ничтожную часть , могут представить неисчерпаемую разновидность состояний. [ Буддхических ]
( МО., ч.2, № 184 )
То есть, прекрасные и творческие мыслеобразы Огненного Мира малой планеты Земли, вовсе не предел
для эволюционного бега Монады в космическую Безпредельность Дальних Миров !

Солярус
16.11.2013, 23:58
это всё лирика... и если это всё что Вы можете сказать касательно отличия а-рупы от рупы?
... хм... признаться я разочарован... .......только поймите меня правильно… я имею свой вариант ответа и я его озвучу,
но прежде хотелось бы что называется «ради чистоты эксперимента» все-таки побольше «выдавить» из Вас
(да и всех знатоков а-рупы) побольше информации… ибо я разумею так – если чел понимает суть то он
способен её донести = выразить своими словами без обращения к цитатам
Рупа - как символ какого-то ещё сансарного ограничения, несовершенства в проявлениях огненных качеств сердца,
арупа же символизирует вездесущность и всеохватность
огненного состояния сознания в Арупе-Локе - Мире Огненном.
Если взять огненное чувство духовной любви в арупе, то это значит, что огненное чувство Любви-Майтри у высших Брахм
тотально охватывает своей любовной заботой и
материнским состраданием всех страдающих живых существ Сансары !

Селен: ведь четкий ответ собеседника зависит от четкого вопроса вопрошателя.

Лена К.
17.11.2013, 09:15
в чем суть а-рупы отличается от сути рупы кроме банальной рупы?
Если брать в буквальном значении, то Арупа-мир должен быть полностью однородным, недифференцированным. Но в нашем случае, когда речь идет о мирах, населенных существами, понятно, что дифференциация есть и есть противопоставление объекта и субъекта. Но это противопоставление очень тонкое (в сравнении с Рупа-мирами, где субъект четко разграничивает себя и объекты своих чувств) или субъект вообще расширяет себя до ощущения единства со всем миром.

paritratar
17.11.2013, 09:20
Человеческими словами всё можно условно и символически описать, особенно поучительно будет, если не понимать дословно, буквально эти относительные словесные описания Учителей Света Высших, Огненных Сфер, как любят некоторые наши товарищи....
Замечательно то, что Вы, наконец-то, признаете, что описать Огненный Мир возможно. Вот это сила цитат! :)

Солярус
17.11.2013, 12:42
"Причина, по которой запрещается открыто говорить об аурическом теле,
кроется в его слишком большой сокровенности. Именно это тело ассимилирует после смерти сущность Буддхи и Манаса
и становится проводником этих духовных принципов, не являющихся объективными, а затем, осиянное Атманом,
возносится как Манас-Тайджаси в дэвакханическое состояние. Потому-то и называют его многими именами.
Оно есть Сутратман, серебряная «нить»,
которая «воплощается» от начала манвантары до ее конца, нанизывая на себя жемчужины человеческой жизни – иными словами,
духовный аромат каждой личности, за которой оно следует во время паломничества жизни..."

( Письма Махатм № 86 )

Аурическое тело ( эзот. принцип ) = Cутратман = Серебрянная нить.

Солярус
17.11.2013, 12:48
Человеческими словами всё можно условно и символически описать, особенно поучительно будет, если не понимать дословно, буквально эти относительные словесные описания Учителей Света Высших, Огненных Сфер, как любят некоторые наши товарищи....
Замечательно то, что Вы, наконец-то, признаете, что описать Огненный Мир возможно. Вот это сила цитат! :)

Человеческими словами, на хорошем русском языке, в срок Светил написаны Майтрейей-Урусвати
три части книги Мира Огненного, одной из важнейшей из книг Учения Агни - Йоги !

diant
17.11.2013, 20:59
diant, по моим представлениям высшие подразделения Ментального Мира относятся к Миру Огненному.
Мое понимание Учения тоже заставляет меня так думать.

mika_il
18.11.2013, 10:12
Может быть, решение проблемы с "кажущимся расхождением" в цитатах кроется в том факте, что под словами "ментальный", "мысленный" Учитель иногда имел в виду мир низшей ментальности, то есть мышления, привязанного к рассудку?

Решение кроется в том простом факте, что манасический план является планом индивидуализации. Ниже проводимой условно линии находится личность, выше - Единая Жизнь (Космос). Строго говоря, термин "ментальный" применяется для классификации личности. Поэтому понятие "высший ментал" можно принимать лишь в осознанной связи с аналогией, "мысленный" - много справедливее, потому что мысль есть случай общего движения или энергии. Планы Единой Жизни представляют Мир Огненный, Огонь Един и пронизает все планы, делая их воедино.

Лена К.
18.11.2013, 12:09
Решение кроется в том простом факте, что манасический план является планом индивидуализации. Ниже проводимой условно линии находится личность, выше - Единая Жизнь (Космос). Строго говоря, термин "ментальный" применяется для классификации личности. Поэтому понятие "высший ментал" можно принимать лишь в осознанной связи с аналогией, "мысленный" - много справедливее, потому что мысль есть случай общего движения или энергии. Планы Единой Жизни представляют Мир Огненный, Огонь Един и пронизает все планы, делая их воедино.
И этому можно найти еще одно подтверждение в цитате:
9.084. …Заметьте, что при перечислении Миров Мы как бы опускаем Мир Мысленный, неслучайно это. Мир Мысленный составляет живую связь между Тонким и Огненным, он входит как ближайший двигатель Мира Огненного. Мысль не существует без Огня, и Огонь обращается в творящую мысль…

Swark
08.12.2018, 11:22
Беспредельность ч.2, 415 Так назовем космическую энергию Дыханием Бытия.

Swark
08.12.2018, 12:17
Беспредельность ч.2, 599 Как магнитная волна духа распространяется вибрация сердца. Как луч света распространяется вибрация сердца.

То есть подчеркнутое - это синонимы.

Swark
08.12.2018, 12:41
Беспредельность ч.2, 754 В Космосе напрягаются струи для переворота. Каждая космическая волна приносит свои энергии. В связи с космическими энергиями напрягается дух планеты, потому каждая космическая струя напрягает струны духа. В смещении космических энергий напрягаются импульсы космических огней. Так каждая струна духа соответствует струе космического огня.