PDA

Просмотр полной версии : Нью-Йорк:Картины Рериха на выставке из коллекции Михаила Барышникова


Владимир Чернявский
07.12.2012, 07:55
Человек есть то, что его окружает.
Коллекция Михаила Барышникова


http://www.runyweb.com/images/articles/13024/454-292-Mikhail_Baryshnikov_ABA_Gallery.jpg

С 4-го по 15-е декабря в манхэттенской ABA Gallery (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fabagallery.com%2F) можно посетить выставку, представляющую частную коллекцию картин, рисунков, эскизов, собранную легендарным Михаилом Барышниковым (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.runyweb.com%2F articles%2Ftag%2F4067). Выставка называется «Art I’ve Lived With» (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.runyweb.com%2F articles%2Fculture%2Fart%2Fmikhail-baryshnikov-collection-at-aba-gallery.html), что русскоязычные СМИ перевели, как «Искусство, с которым я живу» (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.runyweb.com%2F articles%2Fculture%2Fart%2Fmikhail-baryshnikov-collection-at-aba-gallery.html). Название стоит воспринимать и буквально: работы, представленные в ABA Gallery, есть тот самый антураж, часть домашнего интерьера, в котором ежедневно проживает выдающийся танцовщик.
Если верна поговорка «человек есть то, что он ест», то не менее справедлив взгляд с противоположным вектором – «человек есть то, что его окружает». Михаил Барышников, начав собирать коллекцию с 1975 года, окружил себя шедеврами русских, европейских, американских мастеров, которые говорят о коллекционере, на мой взгляд, даже больше, чем знаменитые его хореографические работы в мировом балете.
...
Сегодня среди экспонатов – работы выдающихся русских сценографов, таких как А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, С. Судейкин (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fslovosfera.com%2F2 012%2F11%2F02%2Fslovosfera160-sergei-sudeikin-the-yellow-kite%2F), Н. Рерих (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fslovosfera.com%2F2 012%2F10%2F24%2Fslovosfera39-nicholas-roerich-oirot-messenger-of-the-white-burkhan%2F), Б. Анисфельд. То есть тех, кто внес свои коррективы в развитие мирового театра в целом, поскольку с их приходом изменилось само представление о роли художника в спектакле.

http://www.runyweb.com/articles/culture/art/the-art-ive-lived-with-collection-of-mikhail-baryshnikov-at-aba-gallery.html

Владимир Чернявский
09.12.2012, 10:25
С директором Пушкинского музея Ириной Антоновой достигнута договоренность о показе выставки в Москве, сказал «Известиям» директор ABA Gallery Анатолий Беккерман

http://content.izvestia.ru/media/3/news/2012/12/541096/KQ8A5560_copy.jpg


На выставке «Искусство, с которым я живу» в нью-йоркской ABA Gallery представлена коллекция Михаила Барышникова, прежде широкой публике не известная.

Собиратели изобразительного искусства обычно обуреваемы двойственными чувствами. С одной стороны, им хочется регулярно предъявлять миру свои сокровища, с другой же, они склонны оберегать приватную сторону жизни от посторонних глаз. Знаменитый танцовщик и хореограф Михаил Барышников до последнего времени такого противоречия в себе не ощущал. Для него коллекционирование всегда оставалось делом глубоко личным, совсем не публичным. И хотя его собирательский стаж насчитывает свыше трех десятилетий, о существовании этой страсти мало кто догадывался. Однако рано или поздно публикация должна была состояться: такова логика развития практически любой коллекции.

Едва ли кого-то удивит, что внимание Барышникова приковано в первую очередь к театральной графике — эскизам сценографии и костюмов или же вольным скетчам по поводу различных постановок. Не покажется странным и то, что ядро коллекции составляют работы художников из России. Хотя Михаил Барышников давным-давно, с момента своего нашумевшего невозвращения из гастрольной поездки в 1974 году, ощущает себя гражданином мира, всё же его отношение к родине можно считать особым.

Это проявилось и при выборе произведений для коллекции: в ней преобладают русские имена — Сергей Судейкин, Александр Яковлев, Павел Челищев, Филипп Малявин, Наталия Гончарова, Александр Бенуа. Впрочем, многие из авторов, представленных в собрании Барышникова, были эмигрантами, как и он сам. Вектор коллекционирования все равно уходит в сторону космополитизма, что подчеркивается присутствием графики прославленных французов — Рауля Дюфи и Жана Кокто. Рисунки последнего, кстати, некоторым образом закольцовывают «русскую тему», поскольку в них в качестве персонажей фигурируют Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский.

Выставка в ABA Gallery привлекла внимание многих нью-йоркцев, и не только выходцев из России. Барышникова хорошо знают и ценят в Америке, так что его коллекция интересна здесь многим. Но вполне вероятно, что эта экспозиция не останется сугубо заокеанским сюжетом. В выходе ее на международный простор, в частности, заинтересован и владелец ABA Gallery Анатолий Беккерман.

— Считаю, что собрание Михаила Барышникова замечательное и выражает внутренний мир владельца, обычно закрытый от окружающих. Барышников весьма бережно относится к своему увлечению. Ему и в голову не приходило афишировать эту коллекцию. Но первый шаг сейчас сделан, и я надеюсь, что вскоре последуют и другие. В частности, я разговаривал с Ириной Александровной Антоновой насчет показа выставки в Пушкинском музее. Принципиальная договоренность достигнута, осталось решить организационные вопросы, — сказал «Известиям» г-н Беккерман.

Если бы собрание Барышникова ограничивалось только балетной спецификой или даже общетеатральными мотивами, оно бы и в этом случае представляло немалый интерес, поскольку здесь встречаются вполне раритетные образчики жанра — упомянем хотя бы эскизы сценографии от Николая Рериха или костюмные рисунки Александра Бенуа. Однако коллекционер не замыкается в цеховых рамках, ему важны любые художественные жесты, в той или иной степени совпадающие с его внутренними ощущениями.

От субъективности тут, конечно, никуда не деться: это собрание не претендует на системность. Абстракции Анатолия Зверева соседствуют с жутковатыми гуманоидами Олега Целкова, а тонкие акварельные пейзажи Николая Лапшина, видного представителя довоенной «ленинградской школы», едва ли не контрастируют с нарочито приземленными бытовыми сценками ленинградского же нонконформиста-шестидесятника Александра Арефьева.

Общим знаменателем во всех случаях выступает личность самого Михаила Барышникова. Не посягая на научность, он своим выбором формирует прихотливый контекст, в котором любое произведение приобретает новое, порой неожиданное, звучание.

http://izvestia.ru/news/541096#ixzz2EX7r5h00