PDA

Просмотр полной версии : Семинар "Проблемы русского космизма"


Iris
24.10.2012, 19:22
http://www.icr.su/rus/events/seminar_301012.jpg

Владимир Чернявский
03.11.2012, 07:08
Проблемы русского космизма


http://www.museum.ru/img.asp?63832 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F63832)
http://www.museum.ru/img.asp?63833 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F63833)
http://www.museum.ru/img.asp?63834 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F63834)
http://www.museum.ru/img.asp?63849 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F63849)
http://www.museum.ru/img.asp?63850 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F63850)

30 октября 2012 года в Международном Центре Рерихов состоялся научный семинар «Проблемы русского космизма», на котором с докладом «Принципы русского космизма» выступила Алексеева Вера Ильинична, кандидат философских наук, лауреат премии имени Е.Р. Дашковой, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.
В докладе была дана общая характеристика космизма как философского течения, характерного для русской философии XIX – XX вв. Русский космизм ассоциируется с именами А.В. Сухово-Кобылина (1817 – 1903), Н.Ф. Федорова (1829 – 1903), Н.В. Бугаева (1837 – 1903), Н.А. Умова (1846 – 1915), К.Э. Циолковского (1857 – 1935), В.С. Соловьева (1853 – 1900), С.Н. Булгакова (1871 – 1944), П.А. Флоренского (1882 – 1937), В.Н. Муравьева (1885 – 1932), В.И. Вернадского (1863 – 1945), Н.Г. Холодного (1882 – 1953), А.Л. Чижевского (1897 – 1964), Д.Л. Андреева (1906 – 1959). Отдельные идеи можно найти в наследии Н.И. Пирогова (1810 – 1881), К.А. Тимирязева (1843 – 1920), П.Д. Успенского (1878 – 1947) и многих других ученых и мыслителей.

Космизм можно считать самостоятельным философским направлением, так как он затрагивает вопросы онтологии, антропологии, теории познания, философии религии, теории общества, методологии универсального образования и воспитания нового человека.

Было проведено сравнение базовых космистских идей с особенностями таких крупнейших философских систем, как буддизм, индуизм, теория христианства. Выявлены как общие моменты, так и специфика космизма. Основополагающими принципами космизма являются монизм (теория единства мира, проявляющаяся на всех уровнях мирового бытия), духовно-материальное единство мира, антропокосмизм, космо-антропологический параллелизм, связь человека с человеком через высший духовный центр. В лекции было раскрыто содержание этих понятий.

Особое внимание было уделено учению о человеке. Человек предстает в космизме как проективное существо, которое должно эволюционировать в ходе общественного развития и кардинально изменить свою природу (физическую, психологическую), развить интеллект и новые свойства характера, соответствующие космической миссии человека. Одну из главных ролей должно сыграть универсальное образование, то есть освоение основ философии, религии и научного творчества,

В лекции говорилось о том, что в целом теория космизма вскрывает негативные стороны современного человеческого бытия, подвергает глубокой критике направленность сознания и образ жизни человека; формальность общественных отношений, разделивших цельную жизнь индивидуума на многочисленные сегменты. Философская концепция космизма предлагает выход из сложившейся ситуации, глубоко аргументированный, логически обоснованный и в значительной степени практический.

В этой связи знакомство с теоретическими положениями русского космизма, такими, как принцип нераздельности и неслиянности в применении к отношениям между людьми (Федоров); принцип автотрофности (Циолковский, Вернадский); принцип органопроекции (Флоренский); перестройка общественных отношений на основе изменения личностных характеристик человека; новые концепции градостроительства (Андреев) может оказать неоценимую помощь в расширении нашего сознания и в выработке стратегии действия по обновлению общественных отношений.

http://www.museum.ru/N47172

Владимир Чернявский
31.12.2012, 08:33
Космизм В.И. Вернадского


http://www.museum.ru/img.asp?64837 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F64837)
http://www.museum.ru/img.asp?64838 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F64838)
http://www.museum.ru/img.asp?64840 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F64840)
http://www.museum.ru/img.asp?64841 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F64841)
http://www.museum.ru/img.asp?64842 (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2Fal b%2Fimage.asp%3F64842)

11 декабря 2012 года в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха (Москва) состоялось очередное заседание семинара Объединенного Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) «Проблемы русского космизма». С докладом на тему «Космичность жизни – основа естествознания В.И. Вернадского» выступил Геннадий Петрович Аксенов – кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И.Вавилова РАН.
Сегодня во всем мире с именем В.И.Вернадского сопрягается слово «биосфера», как с Ч.Дарвином, например, – эволюция видов. Идеи этого выдающегося мыслителя полагаются в основу международных проектов изучения биосферы, разработки правительственных документов. Однако, теоретическая основа учения о биосфере все еще остается в стороне. Ее главный тезис: жизнь – вечна, она никогда не происходила из инертной материи.

С самых первых шагов в науке В.И.Вернадского интересовали общие законы природы. Уже в студенческом докладе 1884 г. он спрашивает сам себя: одними и теми же законами управляется живое и неживое, разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как неживое вещество? Эти волнующие вопросы надолго затем уходят вглубь, но именно они направляют его научный поиск, заставляют делать жизненные и идейные выборы. И только после создания геохимии (1909 г.) они выходят на поверхность.

Решающий поворот произошел в 1916 г., после формулирования учения о живом веществе. Ученый закладывает основы биогеохимии. В ее фундаменте – новая мысль о вечности жизни, о неизменности ее геохимических функций. Эти функции живого вещества служат для трансформации солнечной энергии в земные структуры и геологические оболочки. Таким образом, жизнь на Земле представлена не просто собранием организмов, а системой, не случайной для планеты.

В 1921 г. ученый выступает с публичным обнародованием своего нового учения в лекции «Начало и вечность жизни». Центральным тезисом для обоснования идеи вечности и непроисходимости в ней жизни служит найденный В.И.Вернадским в анналах науки принцип Ф.Реди: «Все живое – от живого!». Он означает, что за всю историю научных наблюдений не обнаружено зарождение живого организма из косного вещества. Следовательно, организмы были на Земле всегда, а их эволюция не обозначает отсутствия биосферы на каком-то первоначальном этапе геологического прошлого. На этих эмпирических обобщениях построена книга «Биосфера» (1926 г.).

Развитие идеи вечности жизни в 30-е гг. шло в двух направлениях.

1) Вглубь строения живого вещества. Ученый находит решающее свойство живого вещества, отличающее его от косного – диссимметрия, обнаруженная в свое время Луи Пастером. Все структуры живого организма на любом уровне – от атомного до целостного синтезируются в одном из двух возможных вариантов строения, в основном, в левом. Это пространственное различие продуцируются только размножением. Его нельзя создать искусственно, оно не создается случайно. Отсюда – невозможность самозарождения живого.

2) Выяснение планетной роли биосферы. В.И.Вернадский распространяет представление о конструктивной функции биосферы на другие небесные тела того же типа, т.е. – твердые и сферические. Он считает, что биосфера создала атмосферу планеты на Земле, следовательно, создает и на других планетах.

В конце жизни В.И.Вернадский создает свои самые важные работы: «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». В первой он формулирует методологические принципы нового естествознания, строящегося на фактах и эмпирических обобщениях. Важнейшие из них – принципы сохранения массы (Ньютон), сохранения энергии (Карно-Майер) и космичности жизни (Гюйгенс). Из них исходит описательное естествознание – не теоретическое и не связанное с предыдущей научной картиной мира. Общепринятая картина принимает идею непременного начала сущего, идущего от ветхозаветной натурфилософии.

Таким образом, новое естествознание В.И.Вернадского основано на следующих положениях:

1. Жизнь существовала всегда, она не случайна в общем строе природы и не происходила никогда из инертной материи.
2. Жизнь функционирует только в виде биосферы, системы организмов. Сохраняется в виде семян, цист, спор неопределенно долго.
3. Закономерности биосферы дополнительны к законам физики и химии.
4. Биосфера есть планетное явление, т.е. строитель планетных оболочек: атмосферы, гидросферы, литосферы и источник «энергии недр».
5. Эти свойства можно распространить на однотипные космические тела.

Ныне развитие наук о Земле, микробной палеонтологии, планетной астрономии прямо подтверждают эти положения. Изучение геологической истории расширило временные рамки существования биосферы в 8 раз. Таким образом, никакие новые факты не противоречат идеям В.И.Вернадского.

19 декабря 2012 года в Международном Центре Рерихов состоится лекция Э.А.Томша «Современное музыкознание и философия космической реальности Живая Этика о музыке».
В лекции будут представлены примеры современных исследований в различных областях научного знания о влиянии музыки на природу и человека; проведен анализ различия в подходах музыкознания и философии космической реальности Живая Этика к задачам музыки, как важнейшего фактора в формировании духовной эволюции человечества.


http://www.museum.ru/N47747