Вчера, 29-го ноября, скончалась одна из величайших жемчужин русской поэзии, Белла Ахатовна Ахмадулина.
http://beta.newsmoldova.ru/images//18850/94/188509449.jpg
"...не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона.."
http://img.lenta.ru/articles/2010/11/30/bella/picture.jpg
Белла Ахмадулина на поэтическом вечере в Политехническом музее, 1962 год.
Кадр из фильма "Застава Ильича".
30.11.2010, 09:25:15
"Прост путь к свободе..."
Памяти Беллы Ахмадулиной
В фильме Марлена Хуциева "Застава Ильича" есть знаменитый эпизод - поэтический вечер в Политехническом музее. На пятнадцать минут сюжет фильма замирает в одной точке: герои сидят в битком набитом зале и слушают, как читают стихи Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Римма Казакова и, конечно же, Белла Ахмадулина. Булат Окуджава поет про комиссаров в пыльных шлемах - и зал хором подпевает ему. На дворе - осень 1962 года. "Оттепель".
Белле Ахмадулиной на этих кадрах (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2F watch%3Fv%3Dzc4u-Pp-1GM) 25 лет. Она читает стихотворение "Дуэль (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fyulen-ka.livejournal.com%2F305426.html)", которое теперь редко перепечатывается. Она недавно закончила Литературный институт. Буквально только что вышел ее первый сборник - "Струна". Ей покровительствует Павел Антокольский. Она замужем за главной звездой вечеров в Политехническом - Евгением Евтушенко.
Тогда, в "оттепель", увлечение поэзией стало, по воспоминаниям Людмилы Алексеевой (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.lenta.ru%2Flib %2F14160554%2F), "знаменем времени". Молодые люди "из хороших семей" (Ахмадулина - дочь замминистра, Вознесенский - сын директора Гидропроекта), детьми повидавшие войну, получившие хорошее образование (Ахмадулина, как и многие другие писатели-"шестидесятники", закончила Литинститут, Вознесенский - Архитектурный, Казакова - истфак ЛГУ), сочиняли причудливые, наивные, цветистые, выспренные стихи и читали их протяжно, навзрыд, упиваясь восторгом публики, удивительно жадной до всех этих "смеялась женщина Ламара, бежала по камням к воде (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.world-art.ru%2Flyric%2Flyric.php%3Fid%3D3778)" и "коровников в амурах, райклубов в рококо (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.litera.ru%2Fst ixiya%2Fauthors%2Fvoznesenskij%2Fpozhar-v-arxitekturnom.html)".
После "Заставы Ильича" Ахмадулина еще несколько раз появится в кино. В 64-м Василий Шукшин снимет ее в фильме "Живет такой парень" в роли жеманной ленинградской журналистки (фактически - самой себя, она ведь и сама писала такие вот очерки "из жизни", когда училась в институте). В 65-м она будет за кадром читать свои стихи в фильме "Чистые пруды" по произведениям Юрия Нагибина - своего второго мужа.
Ее следующий поэтический сборник, "Озноб", выйдет в 1968 году в "тамиздате", во франкфуртском эмигрантском издательстве "Посев". Это будет не первая "диссидентская" выходка Ахмадулиной - еще в 59-м ее выгоняли из Литинститута за то, что вступилась за Пастернака. (Это ж надо: Пастернака травят за присуждение ему самой престижной литературной награды мира - Нобелевской премии, - а 22-летняя филологическая студентка за него "вступается"!)
Но дальше будет еще круче. Ее последующие сборники - "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча", "Метель" (1977) - будет кромсать советская цензура, и она с готовностью примет участие в альманахе "Метрополь", затеянном Виктором Ерофеевым, Василием Аксеновым и Евгением Поповым при поддержке Фазиля Искандера, Андрея Битова и других "непроходных" авторов. На дворе будет глухой "застой", жизнь будет страдать "чем-то вроде хронической хворобы", в литературе будет царить "состояние тихого перепуга". Появление "Метрополя" взбаламутит литературную общественность. Оформлять его будет театральный художник Борис Мессерер - третий муж Ахмадулиной.
Авторы легко могут напечатать альманах в "тамиздате", но из принципа попытаются "протащить" его на родине. Отсюда и название, в котором "зашифровано" популярное в те годы противопоставление эмигрантской литературы и "метрополии". В "Метрополе" не будет никакой откровенной антисоветчины. "Вина" авторов - желание напечататься в обход советской цензуры.
В альманах Ахмадулина даст не стихи, а сюрреалистический рассказ "Много собак и собака (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Freadr.ru%2Fbella-ahmadulina-mnogo-sobak-i-sobaka.html)". Многие "метропольцы" будут ссориться между собой, но в критический момент останутся верными друг другу. Альманах "утечет" на Запад, и последует одна из самых позорных страниц в истории советской литературы - разгром "Метрополя".
Как будет потом вспоминать (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fantology.igrunov.r u%2Fafter_75%2Fperiodicals%2Fmetropol%2F1087390559 .html) Виктор Ерофеев, Ахмадулину за участие в "Метрополе" чиновники от литературы заклеймят проституткой и наркоманкой. Когда Ерофеева и Попова станут исключать из Союза писателей (а это - фактический запрет на занятия литературой), она, вместе с Аксеновым, Битовым, Искандером, Инной Лиснянской и Семеном Липкиным, заявит, что тоже выйдет из организации в знак протеста. Ерофеев и Попов станут их отговаривать. Ахмадулину, Битова и Искандера - отговорят. Но травить их и уродовать их тексты будут еще несколько лет - до самой "перестройки".
Уже в 1993 году, после того как Борис Ельцин (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.lenta.ru%2Flib %2F14160887%2F) разгонит выстрелами из танков Верховный совет, Ахмадулина вместе с Булатом Окуджавой, Дмитрием Лихачевым, Алесем Адамовичем, Василем Быковым, Виктором Астафьевым, Даниилом Граниным и другими писателями "демократического направления" подпишет скандально известное "письмо сорока двух (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.hrono.ru%2Fdok um%2F199_dok%2F19931005pis.html)". Она всецело одобрит действия Ельцина по недопущению "красно-коричневого реванша".
Странно, что все эти бури гражданские и тревоги почти не найдут отражения в стихах Ахмадулиной. Они станут изощренней, чем "Дуэль" из хуциевского фильма 62-го года, но останутся такими же лиричными. В них будет так же много любовного упоения, любовной тоски, зябкой дрожи и усмешки невзначай. Например, вот:
Прост путь к свободе, к ясности ума -
достаточно, чтобы озябли ноги.
Осенние прогулки вдоль дороги
располагают к этому весьма.
Грипп в октябре всевидящ, как господь.
Как ангелы на крыльях стрекозиных,
слетают насморки с небес предзимних
и нашу околдовывают плоть...
Артем Ефимовhttp://www.lenta.ru/articles/2010/11/30/bella/ (http://forum.roerich.info/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.lenta.ru%2Fart icles%2F2010%2F11%2F30%2Fbella%2F)
vBulletin® v3.6.12, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.